Коррекция дислексии у школьников

Дислексия у младших школьников поддается коррекции. Важно своевременно обратить внимание на проблему и заняться ее решением.

Дислексия у школьников – расстройство, при котором ребенку тяжело дается обучение чтению. Ему сложно восприниматься печатный текст. Ребенок просто не понимает смысла того, что читает. Он может не замечать отдельные слова в тексте или терять целые предложения. В результате ему тяжело сложить полноценную картину.

Чаще всего проблему выявляют во время подготовки к школе или в начальных классах, когда начинается обучение. Родители и учителя обращают внимание, что ребенок не усваивает материал. Он не может сдать технику чтения, пересказать текст и вообще плохо понимает его смысл.

школьник на стопке книг

Дислексия нередко сочетается с дисграфией. То есть нарушением письма. Дисграфия и дислексия – психологические расстройства, которые поддаются коррекции. Проблемы выявляют у 5-10% школьников.

Существует несколько разновидностей дислексии. При фонематической форме ребенок во время чтения ребенок меняет слоги местами или читает только по буквам. При семантической – дислексик не понимает текст, который был им прочитан.

Для аграмматической формы характерен неправильный выбор окончаний в словах, замена падежей и т.д.

При мнестической – ребенку сложно различать звуки. Он путает «б» и «п», «з» и «с» и т.д.

Оптическая форма наблюдается у детей, которые не узнают буквы. У них существует нарушение визуального представления о форме.

Причины дислексии у школьника

Наиболее распространенными причинами возникновения дислексии у школьников являются:

  • Недоразвитие участка головного мозга. Или одно из полушарий функционирует более активно. Между ними нарушается баланс.
  • Черепно-мозговые травмы. Они могут возникнуть по различным причинам.
  • Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности. Менингит, энцефалит, краснуха, ветрянка и другие болезни приводят впоследствии к проблемам развития плода.
  • Родовые травмы. Отслойка плаценты, кислородное голодание плода, механическое повреждение черепа при возникновении внештатной ситуации в процессе родоразрешения способствуют возникновению повреждений мозга.
  • Поражение центральной нервной системы. Происходит внутриутробно или в результате родовой травмы. Приводит к развитию различных заболеваний. К примеру, ДЦП, эпилепсия и т.д.
  • Социальные факторы. Часто проблема возникает у совершенно здоровых детей. Это может произойти в результате недостаточности общения, при педагогической запущенности или, наоборот, слишком высоких темпах обучения.
  • Генетика. В результате исследований выяснилось, что дислексия может передаваться по наследству. Ее часто выявляют не только у однояйцевых, но и у двуяйцевых близнецов, у детей, чьи родители имели подобные проблемы в детстве.

Прежде чем назначать коррекцию, важно правильно определить первопричину возникновения проблемы. Для этого нужно рассмотреть наиболее распространенные из них.

Недоразвитие участка головного мозга

Во внутриутробном периоде в результате различных вирусных и инфекционных заболеваний у плода могут возникнуть патологии головного мозга. При недоразвитии его участков впоследствии ребенку сложно воспринимать текст, возникают проблемы с письмом.

Также подобная проблема возникает при токсическом поражении мозга, когда мать во время беременности употребляла алкоголь, наркотические препараты или лекарственные средства, которые запрещены в данный период.

Черепно-мозговые травмы

Одной из причин возникновения дислексии является черепно-мозговая травма. Это может произойти во время родов. Чаще всего проблема возникает при повреждении височно-теменной области доминантного полушария.

Также дислексия может стать следствием нарушения мозгового кровообращения. Кровоизлияние приводит к поражению отдельного участка мозга. Нарушение кровообращения происходит в результате родовой травмы, падения и прочих причин. Диагностировать кровоизлияние у младенцев можно на УЗИ. В старшем возрасте для этого используется метод компьютерной или магнитно-резонансной томографии.

ДЦП

Дислексию иногда выявляют у детей с ДЦП. Детский церебральный паралич возникает в результате серьезных повреждений центральной нервной системы. Заболевание имеет ряд сопутствующих проблем, одна из которых – дислексия.

Выявить ее достаточно сложно, даже в случае, когда интеллект ребенка с ДЦП – сохранен. Это обусловлено наличием других проблем. В ряде случаев диагностика дислексии при ДЦП просто нецелесообразна.

По статистике, только у 1% детей с церебральным параличом выявляют дислексию. Реальные показатели могут быть выше, однако незначительно.

Признаки и симптомы дислексии в школьном возрасте

Своевременное выявление дислексии позволяет скорректировать проблему. Несмотря на то, что чаще всего ее диагностируют в начальных классах школы, существуют признаки, позволяющие распознать отклонение в более раннем возрасте.

Так, выявить дислексию можно по следующим признакам:

  • Развитие речи. Дети с подобным отклонением начинают говорить гораздо позже сверстников. Они редко строят сложные предложения. Свои мысли дети выражают короткими, отрывочными фразами или отдельными словами.
  • Зрительно-пространственные проблемы. Детям сложно запомнить, где право, а где – лево. Они часто путают это. Также дети могут писать буквы и цифры зеркально.
  • Моторно-регуляторные проблемы. Поводом для беспокойства являются нарушение координации, концентрации, мелкой моторики.

В начальных классах возникают проблемы с чтением, письмом, орфографией. Ребенку сложно понять и пересказать текст. Также могут возникнуть другие характерные признаки.

Проблемы с чтением, письмом, орфографией

В первом классе школы ребенок с дислексией читает гораздо медленнее своих сверстников. Он может не проявлять интереса к литературе и не любить читать вслух или про себя.

В процессе чтения ребенок может глотать отдельные слова или целые предложения, не дочитывать их до конца. Вместо этого он пытается самостоятельно угадать окончание. Также характерным признаком является замена букв в словах, зеркальное их написание.

Дети часто путают слова, которые имеют схожее звучание и неправильно сочетают существительные с прилагательными. В результате им сложно построить даже самое простое предложение.

У школьников с дислексией наблюдаются проблемы с запоминанием времен года и их последовательностью, месяцами, днями недели, датами, номерами телефонов и т.д.При этом важно знать, что симптомы рассматриваются в комплексе. Не стоит по одному признаку ставить ребенку диагноз. К примеру, дети до 8 лет часто пишут отдельные буквы зеркально. Это не означает, что у них есть отклонение.

Понимание текстов

Дети, которым сложно дается прочтение текста, не могут его понять. Они не воспринимают полученную информацию. Для них это просто набор символов, который не несет никакой смысловой нагрузки.

Поэтому, когда ребенка просят сделать краткий пересказ, он не может словами передать смысл.

Если в книге есть картинки, они приковывают основное внимание дислексика. В результате впоследствии он пересказывает то, что видел на рисунке. Дополнительно ребенок может додумать некоторые детали. Однако если картинка совершенно не соответствует тексту на странице, при пересказе это будет очевидным.

При этом дети с дислексией хорошо воспринимают информацию, которая передается образами и вызывает у них эмоции. Они не только могут успешно сделать пересказ, но и хорошо запоминают все, что подается в подобном виде.

Другие характерные признаки

Также существуют другие характерные признаки дислексии у младших школьников, на которые могут обратить внимание родители и преподаватели:

  • смешивание букв во время чтения текста или замена их на похожие по звучанию;
  • неправильное произношение звуков;

  • написание слова зеркально;
  • написание слов так, как они слышатся;
  • отсутствие мягких звуков при чтении текста.

Дети с дислексией часто пишут так же, как и говорят. Во время написания текста в тетради буквы могут иметь разный размер, наклон в противоположную или разные стороны. Ребенок может пропускать гласные в словах или менять порядок букв в них.

Все это должно заставить преподавателя обратить внимание на ребенка и порекомендовать родителям показать его специалисту.

Выявить отклонение можно только в результате обследования. Для этого необходимо пройти ряд анализов, среди которых: нейросонография, РЭГ, томография и прочие. Дополнительно требуется общение ребенка с нейропсихологом. Большинство исследований проводятся во всех крупных населенных пунктах. Однако лучше обратиться к специалисту в Москве, который имеет опыт в данном вопросе и сможет выявить проблему на ранней стадии.

Как вылечить дислексию у школьника

Многие родители задают специалистам вопрос – как вылечить дислексию? Важно понимать, что не существует методов терапии отклонения. Также не стоит ждать, что ребенок «перерастет». Дислексия у младших школьников поддается коррекции. Важно своевременно обратить внимание на проблему и заняться ее решением.

Игнорирование приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе. В результате он может стать объектом насмешек и буллинга со стороны сверстников. Это неизбежно ударит по самооценке и приведет к психологическим проблемам.

Методы лечения дислексии младших школьников

Специалисты ведущих исследовательских институтов мира занимаются поиском универсального метода коррекции дислексии у детей. Однако существенного прогресса в этой области пока достичь не удалось.

Некоторые специалисты рекомендуют использовать ноотропные препараты для стимулирования работы мозга. Однако ряд их коллег утверждают, что подобные средства не более, чем плацебо. И не имеют никакого отношения к доказательной медицине.

Также были созданы бифокальные очки, которые имеют линзы разного цвета. Предполагается, что оптика облегчает чтение. Однако эффект не доказан.

Специалисты рекомендуют регулярно заниматься ребенку с логопедом, который поможет поставить звуки. 

Существуют специальные упражнения, направленные на тренировку работы мозга по распознаванию букв и звуков. Методика дает возможность довести чтение до автоматизма. Однако она не учит пересказу. То есть ребенок сможет читать текст, но проблемы с его пониманием останутся.

Также для детей разработаны упражнения, которые помогают переключаться с одного задания или урока на другой и расслабиться, когда это необходимо. В результате уменьшается нагрузка на нервную систему. Ребенок меньше устает.

Как помочь дислексику в школьном возрасте

Чтобы помочь дислексику в школьном возрасте, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

  • Учебная литература. Так как дети с дислексией легче воспринимают информацию с картинок, для них разработаны книги с минимальным количеством текста и обилием иллюстраций. Таким образом ребенок получит те же знания, что и при прочтении литературы. Однако в таком варианте он сможет запомнить информацию.
  • Развитие воображения. Дети с этим отклонением воспринимают окружающий мир и информацию нестандартно. Они могут находить нестандартные, неожиданные решения. Необходимо дать им такую возможность и не пытаться подогнать ребенка под общепринятый формат.
  • Развитие артикуляции. Разработана специальная гимнастика, которая позволяет ребенку легче адаптироваться в школе. Такие скороговорки положительно влияют на развитие речи и мозга в целом.
  • Похвала. Ребенку важна поддержка. Даже за небольшие успехи его необходимо хвалить. Учитель не должен указывать на наличие у школьника проблем с пониманием текста и его пересказом. Это приведет к насмешкам со стороны других учащихся и отказу дислексика от обучения.
  • Выход к доске. Не рекомендуется вызывать ребенка к доске для решения задач или пересказа текста. Нельзя публично исправлять его ошибки. Оценивание должно происходить в индивидуальном порядке.

Для повышения успеваемости в школе в качестве учебных материалов можно использовать видео, слайды и прочее. Информация должна подаваться в легкой игровой форме. Это поможет вовлечь ребенка в учебный процесс и заинтересовать его.

Также существуют методы профилактики, которые способствуют недопущению развития отклонений. Речь идет о речевом контакте с ребенком и его раннем развитии. Однако они эффективны только в случае, когда развитие отклонений возможно в результате социальных факторов. При повреждении мозга или центральной нервной системы профилактические меры не принесут существенной пользы.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Чтобы избежать усугубления уже существующих проблем, ребенка можно отдать в коррекционное учебное заведение. Таким образом обучение будет проходить в коллективе, где у всех детей есть те или иные проблемы. Однако многие молодые родители против такой меры. Для них важнее преодоление проблемы и социализация дислексика в здоровом обществе.

    Важно понимать, что ребенок не виноват в своих проблемах. Он нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей и педагогов.

    Вопрос - ответ

    Признаки дислексии у младших школьников
    Как исправить дислексию у школьника
    Симптомы дислексии у детей школьного возраста
    Метод коррекции дислексии у подростка
    Как помочь ребенку дислексику в школе
    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности