Связь дислексии с другими расстройствами

Примерно каждый десятый ребёнок школьного возраста испытывает проблемы с чтением и письмом. Дислексия в медицинских справочниках описывается как специфическое расстройство обучения, при котором навыки чтения обычно хуже, чем можно ожидать по возрасту.

Детям-дислектикам трудно даётся беглое и точное чтение: часто они не только медленно читают, но и совершают при этом постоянные ошибки. А прочитав текст, они не могут рассказать, о чём шла речь.

Похожие проблемы часто обнаруживаются и у детей с речевыми нарушениями, когда наблюдается дефицит производства речи и/или её восприятия, несмотря на нормальный интеллект и слух.  

Выявление сходств и различий между дислексией и другими расстройствами нейроразвития необходимо для того, чтобы находить всё более эффективные методы коррекции этих состояний.  

Дисграфия и дислексия

Дисграфия определяется как нарушение развития навыков письменной речи. Эти навыки, как правило, значительно ниже, чем у детей того же возраста. Ребёнку с дисграфией не удаётся писать ровно и грамотно, как бы он ни старался. У него неразборчивый, неряшливый почерк, но способность читать при этом обычно не нарушена.

Как и дислексия, дисграфия негативно влияет на способность школьника учиться. Несмотря на то, что это два разных типа трудностей в обучении, они во многом имеют схожую неврологическую природу. В справочнике DSM-5 дисграфия даже не выделена в отдельную категорию, а отнесена к разряду специфических расстройств обучения.

Изучение обоих состояний позволило выявить ряд как общих для них, так и различных признаков:

Сходства между дислексией и дисграфией

Отличия между дислексией и дисграфией

1. Влияние такого фактора, как фонологическая осведомлённость

2. Задействование когнитивных функций: рабочая память, слуховая и визуальная обработка, внимание

3. Вовлечение в процесс чтения и письма одной и той же сети мозговых структур

4. Отсутствие автоматизма на когнитивном уровне, связанное с нарушениями процедурной памяти

1. Чистая дислексия отражает нарушение в мозжечково-речевом контуре головного мозга

2. Чистая дисграфия проявляется как нарушение мозжечково-двигательного контура

Поскольку за процессы чтения и письма в мозгу отвечают одни и те же когнитивные сети, то сходство обнаруживается и в типичных ошибках:

  • «Зеркальное» письмо
  • Перестановка и замена букв и слогов — как при чтении, так и при письме
  • Путаница в понятиях «лево» и «право»
  • Смешение букв (б – д, т – п, и пр.)

Дети с нарушениями чтения и письма обычно быстро утомляются и теряют концентрацию. По данным исследований, устойчивость внимания ниже среднего уровня отмечалась у 63% учеников с дислексией и дисграфией.

Дискалькулия и дислексия

Дискалькулия, как и дислексия, относится к трудностям обучения. Дискалькулия влияет на способность понимать математические концепции и саму сущность чисел.

Дети, в этом случае испытывают трудности с выполнением базовых арифметических действий не только в школе, но и в повседневной жизни.

Распространённые признаки дискалькулии:

  • Нарушенное количественное восприятие: чтобы понять, что на столе лежит три яблока, малышу нужно посчитать, загибая пальцы
  • Сложности со сравнением чисел («Что больше, 2 или 5?»)
  • Трудности с выполнением и запоминанием последовательностей
  • Трудности с пониманием времени, даты, использованием единиц измерения

Хотя на первый взгляд математика никак не связана с чтением, при дислексии и дискалькулии отмечается дефицит одних и тех же когнитивных функций. Это, прежде всего, рабочая память, которая даёт возможность быстро извлекать информацию и манипулировать ею. Когда ребёнок видит букву А, он не может сразу вспомнить, какой звук ей соответствует. Когда он видит цифры или математические знаки, он тоже сразу не может понять, что за ними стоит.  

Если у школьника одновременно присутствуют и дислексия, и дискалькулия, то у него появится ещё больше трудностей: ведь перед тем, как решить арифметическую задачу, нужно прочесть условие. А у дислектиков часто бывают проблемы с пониманием даже простых текстов.

Диагностика дислексии
Разобраться в себе – первый шаг к переменам, пройдите диагностику со специалистом

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Дизорфография и дислексия

    Дизорфография — нарушение письма, в основном связанное со сложностью усвоения орфографических навыков. Оно относится к расстройствам письменной речи. При дизорфографии не вырабатывается так называемая «автоматическая грамотность». Даже зная правила правописания, школьник не может применять их на практике.

    К причинам появления дизорфографии относятся:

    • Общее недоразвитие речи
    • Дефицит слухоречевой памяти
    • Недостаточные фонематические компетенции
    • Малый запас лексики (словарный запас)

    Как и в случае с дислексией, при дизорфографии большую роль играют фонематическая осведомлённость и рабочая память.

    Когда ученик пишет слово, он мысленно проговаривает его, и если он путает отдельные звуки (например, шипящие и свистящие), то и писать их он тоже будет неправильно.

    Рабочая память нужна для того, чтобы быстро извлекать слово из внутреннего «словаря»: как его фонематическую, так и графическую форму. Если эта память развита недостаточно, то ребёнок не будет получать необходимую ему «подсказку».

    Дизорфография бывает морфологической (ошибки в словах), синтаксической (ошибки в построении предложений) и смешанной. Для неё характерны следующие признаки:

    • Грамматические ошибки, в том числе с безударными гласными
    • Ошибки с определением частей слова
    • Неправильное разделение слов на слоги, неправильный перенос
    • Ошибки в ударении
    • Сложности с такими понятиями, как «однокоренное слово»
    • Отсутствие понимания членов предложения, семантики

    При дислексии ребёнок читает мало, поэтому его словарный запас формируется медленно и, как правило, ограничен. Во время письма ему будут часто попадаться незнакомые слова, вызывая ещё больше затруднений. В сочетании с дизорфографией это приведёт к увеличению числа ошибок.

    Диспраксия и дислексия

    Диспраксия, как и дислексия, вызывает трудности в обучении. Но если при дислексии нарушена способность овладеть чтением, то диспраксия характеризуется расстройством моторной сферы. Греческое слово «праксис» означает совершение целенаправленных движений. При диспраксии может быть затронута как мелкая моторика (письмо), так и крупная — ходьба, удержание равновесия.

    Диспраксия, которую ещё иногда называют «синдромом детской неуклюжести» встречается у 5 – 6 процентов детей, причём у мальчиков — чаще, чем у девочек. В числе характерных симптомов этого состояния можно выделить: 

    • Нарушения зрительно-моторной координации
    • Трудности с определением левой и правой стороны
    • Пропуск элементов при выполнении серии движений
    • Слабая автоматизация навыков

    Согласно некоторым исследованиям, около 53% детей с дислексией также сталкиваются и с диспраксией. В целом, у детей с диспраксией отмечается не только моторная неловкость, но и дефицит определённых когнитивных функций.

    Исследования показывают, что нарушения речевого развития у таких детей встречаются в 52% случаев, нарушения сенсорного восприятия — в 87%. Среди других сопутствующих факторов — проблемы с контролем поведения и эмоций, коммуникативный и когнитивный дефицит.

    Проблемы с мелкой моторикой негативно отражаются на таких навыках, как чтение, письмо, рисование.

    У детей с диспраксией часто отмечается слабый контроль не только за движением рук, но и за движением глаз, что затрудняет процесс обучения чтению и письму. Такой ребёнок будет постоянно терять позицию при чтении, не сможет переводить взгляд со строки на строку.

    Дети с диспраксией также отличаются слабым визуальным восприятием и повышенной чувствительностью к свету: им может быть неприятно читать, если бумага слишком белая.

    Дизартрия и дислексия

    Дизартрия относится к разряду речевых нарушений, вызванных нарушением работы артикуляционного аппарата. Речь при дизартрии теряет членораздельность, лишается интонации, дыхание сбивается. Наиболее частой причиной дизартрии развития является ДЦП (до 85% случаев). Если она возникает вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы, то речь идёт о вторичной, или приобретённой дизартрии.

    Дизартрия обусловлена слабым контролем над мышцами, формирующими артикуляцию. В работу артикуляционного аппарата вовлечены различные области мозга, в том числе и мозжечок, который отвечает за последовательность и скоординированность действий, а также за регуляцию внимания. Нарушения работы мозжечка отмечаются и при дислексии.

    При дизартрии искажается произношение практически всех звуков. В сочетании с дислексией это приводит к тому, что ребёнок неспособен различать фонемы на слух. Его словарный запас не развивается, он не может строить предложения, поскольку не понимает ритм и интонацию речи.

    Из-за слабой, нечёткой артикуляции школьник не в состоянии понять смысл прочитанного или пересказать содержание своими словами.

    Дислалия и дислексия

    Дислалия является одним из наиболее распространённых речевых расстройств. Причиной данного состояния могут быть физиологические проблемы (например, дефекты строения нёба и челюсти), педагогическая запущенность или нарушение фонематического слуха.

    Ошибки звукопроизношения в данном случае возникают при нормальном слухе и при условиях, когда взаимосвязь между артикуляционным аппаратом и центральной нервной системой не нарушена.

    Наиболее характерные ошибки при дислалии:

    • Трудности с произношением Л – Р
    • Трудности с произношением шипящих и свистящих звуков
    • Замена звонких согласных на глухие
    • Замена мягких согласных на твёрдые

    При дислалии, как и при дислексии, ребёнок может пропускать звуки или заменять одни на другие. Но, если дислексия является особенностью нейроразвития и имеет генетическую природу, то причины дислалии более разнообразны. Отличается и методика коррекции: работая с дислалией, логопед сосредотачивается на упражнениях, повышающих тонус артикуляционных мышц.

    Поскольку ребёнок проговаривает слово, когда учится читать, то дефекты произношения могут привести к неправильному формированию орального образа слова. То есть, малыш каждый раз будет читать «кофка» вместо «кошка», хотя он видит, что в центре слова стоит буква Ш.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности