Под дислексией принято понимать особенность, которая выражается в проблемах со чтением, пониманием печатной информации. Это нарушение стабильного развития неврологического, психологического состояния человека, а также некоторых когнитивных способностей. Выделяют несколько видов дислексии. При этом общими признаками являются неправильное произношение слов и словосочетаний, трудности в изучении русского и иностранного языков. Признаки проявляются как у детей, так и у взрослых. Стоит отметить, что семантическая дислексия обусловлена несформированностью разных психических функций человека.
Это совокупность нарушений зрительного анализа, пространственных представлений, фонематического синтеза, а также низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи. Если у ребенка была подтверждена семантическая дислексия, то он испытывает сложности в обучении. Часто это проявляется в непонимании прочитанного, неточной оценки написанных слов и фраз (любой информации в печатном виде).
Как диагностировать дислексию?
В первую очередь нужно выделить ключевые признаки дислексии. Результаты последних исследований показали, что основой семантической дислексии является совокупность трудностей звукового и слогового анализа. То есть ребенок не может объединять компоненты, правильно распознавать звуки и их сочетания, а значит чтение, письмо, изучение языков станут для него огромной проблемой. Помимо этого, важной особенностью выступает непонимание синтаксических связей. Каждое слово представляется ребенком, как одна единица информации (но в действительности все части предложения тесно связаны между собой, ведь только так возможно понимание передаваемых мыслей, эмоций и чувств).
консультацию
Ключевые правила диагностики семантической дислексии – это:
- Подтвердить наличие дислексии у ребенка или у взрослого может только специалист (логопед, дефектолог, психолог), и для этого необходимо комплексное обследование, проведение тестирования, проверка умений и знаний человека;
- В некоторых случаях семантическую дислексию можно спутать с нарушениями мозговой деятельности, с неуспеваемостью ребенка в школе (в том числе из-за плохих педагогических условий) – поэтому так важно понимать особенности этого состояния, отличать его от психологических и иных видов расстройств;
- Чтобы диагностировать семантическую дислексию у школьника важно, чтобы осмотр у врача проводился в игровой форме (это позволит создать позитивную атмосферу, и ребенок будет чувствовать себя комфортно) – специалист задаст несколько вопросов, предложит разные тесты, за счет чего сможет определить уровень владения навыками чтения и письма (с учетом возраста).
При обнаружении у ребенка отклонений от требуемых норм способностей к чтению, письму, анализу печатных материалов – врач назначает медицинское обследование. Это второй и наиболее важный этап диагностики семантической дислексии. Стоит отметить, что часто эта особенность спровоцирована перенесенными в дошкольном возрасте патологиями, травмами, психологическими проблемами. Обязательной является консультация у детского невролога, а также прохождение ЭЭГ, ЭХО-ЭГ и позитронно-эмиссионной томографии.
Современное оборудование позволяет проанализировать работу мозга, выявить функциональную активность и изучить плотность тканей височных долей.
Важно понимать, что постановка диагноза семантической дислексии у ребенка возможна только при наличии официальных результатов двухэтапного медицинского обследования. То есть проводится визуальный осмотр, логопедическое тестирование, компьютерная топография и оценка способностей школьника. После этого врач подготавливает медицинское заключение, в котором и будет указано наличие или отсутствие расстройства. Также специалист даст рекомендации по коррекции семантической дислексии, укажет степень заболевания и правильный подход для занятий с ребенком. Этот диагноз не является приговором или ограничением учебы, спорта, творческой деятельности. При грамотной коррекции возможно снижение выраженности большей части признаков семантической дислексии.
Признаки и симптомы семантической дислексии
К уникальным симптомам семантической дислексии относят тип механического чтения, отсутствие осмысленности и способности пересказать ранее изученный материал. По мнению исследователей, это состояние характеризуется большим количеством связанных между собой признаков, отклонений, нарушений в обучении. У ребенка возникают сложности с прочтением слов и фраз, он часто делает паузы между буквами, угадывает слова во время чтения и не может быстро перейти к скоростному восприятию печатной информации. При этом важно понимать, что школьник умеет читать, он правильно выговаривает звуки и буквы. Также у него не возникает трудностей с расстановкой ударений и интонации при произношении целых предложений. Но дислексия влияет на раскрытие умственных способностей школьника. Ему сложно воспринимать печатный материал, оценивать слова и словосочетания, как единая целое – а не как набор компонентов.
Дополнительные признаки, характерные для многих форм дислексии:
- Невнимательность, дезориентация;
- Гиперактивность и повышенная возбудимость;
- Мгновенное проявление ярких, позитивных и негативных эмоций;
- Рассеянность, пугливость и нежелание сконцентрироваться на выполнении задачи;
- Частая раздражительность без серьезных причин (а также проблемы с координацией).
Метод коррекции дислексии
Во время занятий с логопедом важно, чтобы у школьника была устойчивая положительная мотивация к преодолению собственных барьеров и сложностей в обучении. Коррекция дислексии у детей должна проводиться по строгой программе под контролем специалиста. Главной задачей является освоение ребенком навыка осмысленного чтения (это в свою очередь положительно влияет на развитие правильного письма). Приведем несколько подходов, которые признаны эффективными в коррекции семантической дислексии:
- Формирование слогового синтеза и анализа (например, логопед или преподаватель показывает ребенку объединение нескольких звуков или букв в слога, потом в слова и в отдельные предложения; от него требуется научиться осознанно понимать, как происходит согласование элементов, какие между ними есть связи);
- Увеличение лексического словаря (за счет использования этого метода ребенку намного проще узнавать слова и словосочетания, давать им объяснения, а также подбирать синонимы, антонимы, схожие фразы – также со временем он научится подбирать предложения, которые раскрывают смысл указанных слов или фраз;
- Выполнение грамматических упражнений (важно именно научить ребенка не бояться ошибок, свободно видоизменять слова, словосочетания и предложения; постепенно ему станет понятен смысл, и он сможет запомнить разные формы, определять связь и роль каждого элемента);
- Развитие навыка осознанного понимания прочитанного материала (это могут быть разные задания по русскому языку или литературе – часто эффект показывает практика, при которой ребенку нужно нарисовать картину, которая передает смысл прочитанного им текста – или привести пример ситуации из своей жизни).
Стоит отметить, что все упражнения с логопедом, преподавателем начальных классов направлены на то, чтобы у ребенка сформировалось точное понимание, как связаны между собой звуки и буквы, как возникают слога, слова, фразы и целые предложения. На подготовительных занятиях дошкольники часто выполняют такие задания. Это помогает воспитателям оценить их способности и вовремя сказать родителям, что ребенку нужно пройти обследование у логопеда, невролога или психолога. В большинстве случаев коррекция семантической дислексии успеха на 70-85%. Школьники осваивают навыки звукобуквенного анализа, учатся соотносить названия с разными объектами и явлениями. Со временем они перестают отставать по учебной программе и уже ничем не отличаются от своих сверстников.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Результаты коррекции семантической дислексии
Коррекция дислексии у детей должна проводиться как можно раньше. То есть сразу после обнаружения первых признаков, диагностики семантической дислексии нужно записать ребенка на занятия с квалифицированным специалистом. Это позволит повысить эффективность занятий и добиться лучшего результата в долгосрочной перспективе.
Подводя итог, стоит сказать, что дислексия не является неизлечимой проблемой. В некоторых случаях она может усложнить социализацию, обучение и коммуникацию школьника. Однако в 90% случаев к 3-4 классам ребенок с семантической дислексией (начальной, средней степени) начинает получать отличные оценки, спокойно общается со сверстниками и не испытывает никаких проблем с восприятием печатной информации.