Термины «дислексия» и «дисграфия» имеют греческие корни. «Дис» означает затруднение, а «лексия» и «графия» – это, соответственно, чтение и написание. Проблемы с распознаванием слов и грамотным письмом наверняка появились ещё в те времена, когда люди только что изобрели алфавит. Однако только к 19-му веку учёные стали понимать, что эти сложности часто обусловлены физиологическими особенностями человека.
При таком состоянии мозг человека испытывает трудности с декодированием сигналов, полученных от органов зрения и слуха. Дислексия может проявляться в различных формах и иметь разную степень тяжести.
Как проявляется и на что влияет дисграфия
Дисграфия – это специфические трудности, связанные с письмом, когда человек не всегда может правильно определить соответствие между звуком (фонемой) и буквой. По этой причине он во время написания текста заменяет одни буквы другими или переставляет их местами. Путаница может возникать также и со слогами или частями речи.
Дисграфия встречается в 2-3 раза чаще, чем дислексия. Учёные также отмечали случаи, когда у человека проявлялась полная неспособность читать (алексия) при отсутствии серьёзных проблем с письмом, или полная неспособность писать (аграфия) без проявления трудностей со чтением.
Процесс написания состоит из нескольких стадий:
- Анализ фонетической структуры слова или предложения.
- Мысленное соотнесение фонем со зрительными образами букв.
- Воспроизведение этих образов при помощи движений руки.
За первую и вторую стадии отвечает так называемая «угловая извилина», расположенная в теменной доле мозга. Она служит своеобразным мостом для передачи визуальной информации в речевую зону Вернике: область, ответственную за распознавание устной и письменной речи. Моторная стадия письма регулируется другой областью – «зоной Экснера». При поражении одной из этих зон, либо при нарушении взаимодействия между ними, у человека возникают сложности с речью, письмом или чтением.
консультацию
Люди, у которых диагностирована дисграфия, имеют проблемы не только с грамотностью при письме, но и с воспроизведением символов, потому что у них плохо скоординированы визуальные образы букв и движения, которые нужно совершить для их повторения на бумаге.
О признаках наличия у ребёнка дисграфии могут свидетельствовать:
- Неудобный, слишком напряжённый хват ручки или карандаша;
- Напряжённое положение тела при письме;
- Уклонение от задач по написанию и рисованию;
- Быстрая утомляемость во время письма;
- Попытки произносить слова вслух во время письма;
- Пропущенные слова в написанном предложении, незаконченные предложения.
Ребёнок, зная о своих трудностях, будет избегать заданий, связанных с письмом. Ошибки он может маскировать неразборчивым почерком. Если дисграфию вовремя не распознать, то нарастающие проблемы в школе приведут к замкнутости и проблемам с социализацией. Между тем, дисграфию можно корректировать, и в большинстве случаев удаётся добиться существенного прогресса. Особое значение имеет профилактика дисграфии у дошкольников: к моменту поступления в школу ребёнок научится управлять своим состоянием и будет ощущать себя увереннее.
Как проявляется и на что влияет дислексия
Дислексия, как и дисграфия, связана с нейробиологией. Точные причины её появления не всегда очевидны, однако в большинстве случаев она имеет генетическую природу. Учёные выяснили, что от 40% до 60% детей-дислексиков в анамнезе имеют страдающих от дислексии родителей. При этом каждый такой случай уникален и требует индивидуального подхода.
Долгое время логопеды и физиологи не могли в точности определить, связана ли дислексия с недостаточным опытом чтения, или проблемы возникают ещё до того, как человек научится читать. После того, как в исследованиях мозга стали широко применять ЭЭГ и МРТ, стало понятно, что за навыки чтения и письма отвечают особые речевые центры. Дислексия и другие формы речевых расстройств возникают при нарушении работы этих центров.
Перечисленные ниже симптомы могут быть признаками наличия дислексии:
- Сложность с подбором рифм («торт – порт»);
- Трудности с запоминанием букв алфавита и взаимосвязью их с соответствующими звуками;
- Неправильное произношение знакомых слов;
- Сложности с подбором нужного слова (недостаточный словарный запас);
- Сложности с запоминанием порядка действий или расположения предметов;
- Нежелание читать.
Нужно отметить, что этим перечень симптомов не исчерпывается, и далеко не каждый ребёнок или взрослый человек-дислексик будет иметь их все. Главный признак – это наличие проблем с чтением или публичными выступлениями. Люди стесняются писать от руки, испытывают страх перед большой аудиторией. Это, в свою очередь, становится причиной стрессов, проявлений раздражительности, депрессии. Ребёнок капризничает и не хочет идти в школу, потому что опасается насмешек одноклассников или упрёков со стороны учителя. Всё это может привести к тяжёлым последствиям, поэтому ранее диагностирование и профилактика дислексии крайне важны.
Коррекция дислексии
В коррекции различных форм дислексии наиболее известен метод Дэвиса. Рональд Дэвис в детстве считался «неспособным к обучению», однако в возрасте 38 лет он сам нашёл способ справиться со своим состоянием, после чего смог стать успешным инженером и бизнесменом. В 1982 году Рон Дэвис вместе с доктором философии Фатимой Али открыл в США Центр по коррекции дислексии, а в 1994 году он выпустил книгу «Дар дислексии». Годом позже он разработал программу по исправлению дислексии, которой сегодня пользуются в 47 странах мира.
Программа состоит из 3-х частей, разделённых на 4 этапа:
- Первичная консультация;
- Интенсивная программа с преподавателем;
- Обучение самоконтролю;
- Последующие встречи.
Первый шаг даёт возможность встретиться с клиентом лицом к лицу, оценить его состояние, определить сильные стороны и способности, которые можно использовать в преодолении слабых сторон. Клиент (или родитель ребёнка) рассказывает о своих сложностях и ожиданиях, а логопед или специалист по коррекции предлагает план, который необходим для достижения поставленных целей.
Интенсивный курс коррекции дислексии предполагает 30-40 часов занятий наедине с преподавателем. Специалист по коррекции помогает клиенту найти способ управлять своим состоянием и уверенно распознавать символы. Он объясняет ему методы контроля над стрессом и способы улучшить координацию, помогает развить ясность мышления и речи, обогатить словарный запас. Коррекция дислексии у дошкольников и младших школьников основана на удовлетворении их природного любопытства и занимательных упражнениях и играх.
Поскольку основные проявления дислексии вызваны неуверенным распознаванием символов, то задача преподавателя состоит в том, чтобы научить клиента различным способам фокусировки внимания и помочь ему запоминать буквы. слова и цифры иным способом – не только визуальным. В частности, в программах Дэвиса используется глина – пластичный материал, который позволяет придавать смысл и физическую форму абстрактным символам. Глина помогает проявлять творческие способности и получать удовольствие от процесса.
По окончании курса преподаватель обучает клиента (и родителей, если речь идёт о ребёнке), как действовать дальше и как закрепить свои навыки. Клиентам предлагается индивидуальный набор упражнений и методики, которые необходимы для устранения проблем с буквами или словами.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
После того как человек вернётся к своей обычной деятельности, ему нужно будет ещё несколько раз посетить преподавателя, чтобы продемонстрировать результаты и при необходимости внести корректировку в упражнения. Исправление дислексии по программе Дэвиса в большинстве случаев приводит к улучшению успеваемости у школьников, повышению уверенности и самооценки.
Прогноз и профилактика
Дислексия охватывает настолько широкий круг людей и имеет настолько различные признаки и степени проявления, что прогноз можно дать только после длительного общения с клиентом. Как правило, прогноз бывает благоприятным, если дислексия обнаружена в раннем возрасте, а рядом с человеком есть семья и друзья, которые его поддерживают. Целеустремлённость и сила воли тоже имеют не последнее значение. Хорошим примером в данном случае является Рон Дэвис, который научился контролировать своё состояние только в 38 лет, но это не помешало ему сделать впоследствии отличную карьеру.
Дислексия обычно обнаруживается в детстве, хотя может быть приобретена и в более позднем возрасте – например, после инсульта.
Поскольку это состояние обусловлено наследственными причинами, для него не существует мер профилактики, как для ОРЗ. Однако ранее выявление и своевременно предпринятые меры по коррекции могут дать прекрасные результаты и избавить человека от многих проблем в будущем.
Существует ряд методик, которые могут помочь дислексикам преодолевать трудности с чтением и письмом:
- Индивидуальные занятия или занятия в небольших группах;
- Психологическая поддержка дома и в школе;
- Задействование большего количества органов чувств (лепка букв из глины, вырезание их из бумаги, проговаривание вслух и т.п.);
- Использование различных компьютерных программ для обучения фонематическому распознаванию.
Большинство дислексиков обладает способностями к нестандартному мышлению, благодаря чему они могут преуспевать во многих областях: искусство, творчество, программирование. При соответствующей поддержке и своевременной коррекции дети-дислексики могут научиться грамотно писать и достигать успехов в своей дальнейшей карьере.