Оптическая дислексия – это трудности с чтением, возникающие либо из-за особенностей строения глаз, либо из-за проблем с обработкой визуальной информации, которая поступает в мозг. В первом случае причиной нарушения зрительного восприятия может быть обычная близорукость или дальнозоркость. Во втором случае следует рассматривать причины нейробиологического характера.
Как диагностировать оптическую дислексию
У детей распознать оптическую форму дислексии довольно сложно, поскольку дети не знают, что текст может выглядеть по-другому. Визуальные искажения могут выглядеть как деформация, размытость или раздваивание. Интервалы между отдельными словами могут быть то слишком узкими, то чрезмерно большими. Строчки могут закручиваться, а начало, середина и конец строки – иметь разную яркость.
Вот некоторые признаки, по которым можно понять, что ребёнок испытывает трудности с визуальным восприятием:
- Он пропускает слова или целые строчки во время чтения;
- Он предпочитает читать при слабом освещении;
- Он читает медленно и плохо понимает прочитанное;
- Он испытывает дискомфорт при чтении с монитора;
- Он щурится, часто моргает или трёт глаза;
- Он жалуется на головные боли;
- У него есть проблемы с координацией движений.
Признаки и симптомы оптической дислексии у детей и взрослых
Поскольку в нашем оптико-пространственном восприятии участвуют не только глаза, но и мозг, то признаки и симптомы оптической дислексии делятся на два вида: физические и когнитивные.
Первые обусловлены физиологическими особенностями органов зрения и наличием офтальмологических проблем: расстройствами бинокулярного зрения, амблиопией (синдромом «ленивого» глаза), гетерофорией (мнимым косоглазием) и так далее. В этом случае человек не способен нормально сфокусировать взгляд, а буквы и предметы, расположенные вдали или вблизи, выглядят размытыми.
консультацию
К наиболее распространённым причинам физического вида оптической дислексии относятся наличие близорукости, дальнозоркости или так называемая «недостаточность конвергенции», когда глаза не могут фокусироваться на предмете одновременно.
Когнитивные симптомы оптической дислексии связаны с затруднениями в обработке визуальных данных. Они, в свою очередь, приводят к зрительному стрессу, или астенопии. Состояние сопровождается следующими эффектами:
- Дёргающийся, дрожащий, двигающийся текст;
- Световые и цветовые иллюзии;
- Сложности с восприятием глубины;
- Повышенная чувствительность глаз к свету;
- Трудности с распознаванием мелкого текста, шрифта с виньетками и завитками, текста с маленьким интервалом между буквами и строками.
Считается, что причиной возникновения проблем с чтением, обусловленных когнитивным искажением, является синдром Ирлен – сверхчувствительность к свету, которая вызывает нарушения зрительного восприятия. Что именно является причиной такого состояния, пока в точности не известно.
При наличии признаков визуальной дислексии следует прежде всего посетить офтальмолога, чтобы исключить наличие более сложных проблем с органами зрения. Оптометрист может провести оценку зрительного стресса с использованием тонированных линз или цветных накладок.
Метод коррекции дислексии
Глаза человека постоянно совершают быстрые, согласованные движения, которые называются «саккады». Благодаря этим движениям осуществляется сканирование и сбор визуальной информации. Оба глаза при этом фокусируются в одной точке, но один из них является доминирующим – «направителем взгляда». Так не возникает эффекта раздвоенности.
Для того, чтобы определить ведущий глаз, обычно используют следующий тест: в листе бумаги проделывают отверстие толщиной в карандаш и просят пациента поднести бумагу к себе и посмотреть в отверстие. Человек будет смотреть именно тем глазом, который является ведущим. Но в тех случаях, когда доминирование чередуется, могут возникать проблемы с распознаванием форм.
В некоторых случаях проблема может быть решена при помощи корректирующих очков, которые предложит оптометрист. В других случаях могут потребоваться дополнительные упражнения для улучшения конвергенции (синхронной фокусировки) глаз.
Упражнения состоят в тренировке стереоскопического зрения и различных приёмах, помогающих улучшить фокусирование. Например, при чтении используется такой метод, когда текст смещён от центра в сторону недоминирующего глаза, а указательный палец находится под первой строчкой, по центру. Палец медленно поднимают до тех пор, пока слова не станут отчётливо различимы.
Ещё один метод – это так называемая позиционная дуга.
Когда наклон плоскости книги изменяется с шагом в 30 градусов, а человеку предлагают зафиксировать книгу в таком положении, когда буквы станут выглядеть наиболее чётко. Обычно при этом сразу же повышается беглость чтения.
Детям предлагают упражнения, помогающие в игровой манере развить зрительное восприятие. Например, они должны соединить разрозненные части изображения в одно целое или найти в слове перепутанные местами буквы. Им могут показать буквы, перевёрнутые на 180 градусов, и попросить назвать их. Действенный эффект имеют и упражнения на развитие зрительной памяти: ребёнка просят нарисовать картинку, которую ему на короткое время показали, или описать эту картинку словами.
При коррекции дислексии и дисграфии у детей необходимо добиться зрительного восприятия и узнавания форм, дифференциации сходных букв или слогов в словах. В работе используются различные наглядные пособия и материалы: игрушки, карточки с буквами, картинки.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Результат коррекции оптической дислексии
Сложность диагностирования дислексии состоит в том, что это – не болезнь, а определённые трудности с чтением и правописанием. Однако они могут быть вызваны в том числе и медицинскими проблемами. Для того, чтобы поставить более точный диагноз, требуется исключить все другие причины.
В случае с оптической дислексией может быть три варианта развития событий:
- Проблемы со зрением отсутствуют;
- Есть проблемы со зрением, поэтому сложно понять, какая их часть вызвана физиологией, а какая – дислексией;
- Есть проблемы со зрением, но дислексии нет.
Зрительная терапия и упражнения помогают улучшить оптические и когнитивные навыки и заставить органы зрения и мозг работать, как одна команда. Широко применяются также корректирующие очки и линзы. В результате коррекции возрастает грамотность, улучшаются внимание и запоминание, расширяется словарный запас. Люди чувствуют себя более уверенно, перестают испытывать страх при необходимости что-то написать или прочесть вслух. Детям становится проще реализовать свой потенциал в школе, они начинают учиться с удовольствием.
Дислексия никаким образом не влияет на интеллект: при постановке правильного диагноза и грамотной коррекции дислексики – дети и взрослые – могут преуспевать в любых областях.