Чтение состоит из нескольких процессов: движения глаз, сенсорного восприятия звуков, букв и слов, лингвистического и семантического анализа текста.
Для эффективного чтения важно правильное движение глаз — или, точнее, контроль мозга над окуломоторной (глазодвигательной) активностью.
Человек может вращать глазами, двигать ими в разных направлениях, открывать и закрывать, но есть такие микродвижения, которые не поддаются произвольному контролю. Это, в частности, саккады и вергенции.
Саккады — это очень быстрые и короткие движения глаз, позволяющие видеть статичные объекты и удерживать их в поле зрения. Вергенции — движения глаз в противоположных направлениях, обеспечивающие бинокулярное зрение.
Исследования, проводимые в разные годы, показали, что у людей с дислексией наблюдаются ошибки вергенции, а также более короткие саккады с более длительными фиксациями. Но до сих пор в точности не установлено, являются ли глазодвигательные нарушения причиной проблем с чтением при дислексии. Возможно, они сами возникают вследствие тех же изменений в центральной нервной системе, которые вызывают дислексию.
Так или иначе, но обнаружение «нетипичных» вергенций и саккад позволило выдвинуть магноцеллюлярную теорию происхождения дислексии. Согласно этой теории, «атипичные» движения глаз приводят к дефициту зрительного восприятия — а он, в свою очередь, является причиной дислексии.
Теория названа так потому, что магноцеллюлярные клетки головного мозга помогают глазу фиксироваться на цели, контролируют скорость движения глаз и плавное следование взгляда за объектом.
Учёные ещё сто лет назад отмечали, что дислексия проявляется по-разному, и пытались эти различия систематизировать. Предлагалось несколько вариантов классификации, в том числе и тот, который учитывал нарушения в работе анализаторных систем — слуховой, зрительной или двигательной. Этот принцип лёг в основу классификации, предложенной советским логопедом О.А. Токаревой: она выделяла акустическую, оптическую и моторную формы дислексии.
Моторная дислексия, по Токаревой, вызвана нарушениями в движении глаз при чтении, из-за чего, в частности, дислектики сбиваются со строки или дезориентируются в тексте, потеряв только что прочитанное слово.
С классификацией О.А. Токаревой согласны не все исследователи, но многие признают, что в процессе чтения у детей и взрослых с дислексией действительно имеет место нарушение движения глаз.
Существует мнение, что нецелесообразно выделять моторную дислексию в отдельный вид, поскольку до сих пор не ясно, являются ли окуломоторные нарушения причиной или же следствием трудностей с чтением.
Моторная дислексия имеет иную природу, чем моторная (кинетическая) дисграфия: если первая обусловлена нарушениями движений глаз, то вторая — ошибками движения руки во время письма.
Диагностика моторной дислексии
Сегодня принято считать, что дислексия в первую очередь связана с дефицитом фонологической обработки, то есть, с распознаванием звуков и сопоставлением их с буквами.
Однако, ряд исследований показывает, что у детей и взрослых с дислексией часто присутствуют глазодвигательные нарушения. Они выявляются при помощи приборов, которые фиксируют моторику глаз во время чтения.
Глаза человека способны отслеживать объект в различных плоскостях, как неподвижный, так и движущийся. Они могут фокусировать взгляд на предметах, находящихся от человека на разном расстоянии — это называется аккомодацией.
Саккады позволяют плавно переключать фокус внимания, не двигая головой. Саккады напоминают сканирование и при чтении помогают следить за строкой и перемещать взгляд на другое предложение или новый абзац.
Вергенции обеспечивают бинокулярное зрение, совмещая изображение, полученное обоими глазами, в единую картинку.
Имеет значение также плавность движения глаз: она позволяет следить за объектом, не теряя его из поля зрения.
Инструментальные проверки показывают, что у дислектиков окуломоторные нарушения встречаются в 62% случаев. У 55% наблюдаются случаи дефицита аккомодации (по сравнению с 9% в контрольной группе). В частности, амплитуда аккомодации у детей с дислексией была ниже, чем у типично развивающихся детей.
В западной практике приборы для отслеживания движений глаз (айтрекеры) используются для диагностики дислексии довольно давно. В 2024 году учёные из российского НИУ ВШЭ разработали отечественную программу «Дислектор», которая анализирует данные с айтрекера и позволяет диагностировать дислексию с точностью до 90 процентов.
Симптомы моторной дислексии у детей и взрослых
Нарушения фонологической обработки считаются основной причиной дислексии, однако качество визуальной информации тоже влияет на процесс чтения.
Необходимо только исключить проблемы со зрением, такие как близорукость, никталопия (снижение остроты зрения в сумерках) или расстройство аккомодации. Нужно также убедиться, что во время чтения у ребёнка правильно настроено освещение.
Не лишней будет и проверка на чувствительность к контрасту — она нередко бывает причиной нарушений зрения.
Для моторной дислексии могут быть характерны следующие симптомы:
- Сложности с переключением фокуса между ближними и дальними объектами
- Размытость текста
- «Выпадение» слов из поля зрения
- Пропуск слов или строк во время чтения
- Прищуривание глаз при чтении
- Проблемы с равновесием и координацией
Когда у человека имеются трудности с плавным перемещением взгляда от строки к строке, он читает медленно и может терять смысл текста.
Зрительная моторика может иметь значение и при распознавании букв и слов: если во время чтения теряется фокус, а слова выглядят размытыми, то дети с моторной дислексией будут путать похожие по начертанию буквы и даже целые слова.
При проблемах с глазодвигательными движениями могут возникнуть и другие проблемы с обучением, например, с математикой и геометрией, где важная зрительно-моторная координация.
Иногда при этом затрагиваются навыки письменной речи, и тогда у школьника появляются симптомы, схожие с дисграфией: неразборчивый почерк, ошибки, бессвязное и плохо структурированное письмо.
Методы коррекции моторной дислексии
При подозрении на дислексию ребёнку или взрослому желательно пройти полное офтальмологическое обследование. Оно позволит исключить нарушения зрения и будет полезным для детального анализа зрительной моторики.
При наличии нетипичных саккад или при сниженной аккомодации может быть назначена ортоптическая реабилитация, включающая в себя тренировку глазных мышц и улучшение бинокулярных функций зрения.
Для снижения неприятных симптомов моторной дислексии широко применяют упражнения для глаз. Их должен назначить специалист по коррекции дислексии, но есть несколько очень простых методик:
- Играть с ребёнком в игры вроде «Найди все буквы «О» в тексте». Вместо «О» можно подставить любую букву.
- Подвесить мячик или игрушку, качнуть и попросить ребёнка взглядом следить за его движениями. Можно менять направление движений и их амплитуду.
- Бросать ребёнку мячик и попросить ловить его попеременно то одной, то другой рукой. Мяч можно кидать чуть выше или чуть ниже, левее или правее.
- Играть в развивающие игры, где требуется внимательность, например «Я шпион».
Можно также предлагать малышу увлекательные задачи из серии «соедини точки в правильной последовательности» или «найди выход из лабиринта». Полезно рассматривать вместе с ним картинки, где нужно найти отличия.
Для улучшения общей моторики и координации ребёнок может ходить по бревну или бордюру, играть в «классики» или другие игры, тренирующие равновесие.
Профилактика дислексии, после коррекции
При своевременно проведённой коррекции дислектик научится справляться со своими трудностями и сможет добиваться таких же успехов в классе, как и другие ученики.
Тем не менее, нужно помнить о том, что дислексия не проходит с возрастом и сохраняется в течение всей жизни, даже если её симптомы будут не столь явно выраженными. А восстановление зрительных функций — это задача не одного дня.
Поэтому коррекционные стратегии, которые предлагает специалист, нужно сделать нормой жизни. Если не проводить профилактическую работу, то достижения могут постепенно сойти на нет. Кроме того, регулярные занятия воспитывают в ребёнке дисциплинированность и упорство, а достигнутые результаты убеждают его поверить в свои возможности.