Мнестическая дислексия

Мнестической дислексией называется одна из форм дислексии, означающая особенности речевой памяти, сопровождающиеся трудностями при связывании слов и букв.

Под дислексией подразумевается сложности в процессе чтения ввиду особенностей развития высших психических функций. Человек с такой особенностью страдает от стойких повторяющихся ошибок.

Это состояние называется не заболеванием, а индивидуальной особенностью восприятия. Оно означает иной тип мышления, когда человек воспринимает окружающий мир преимущественно образами, а не буквами и словами. Нередко школьники с дислексией имеют коэффициент интеллекта выше, чем у одноклассников. Часто они не испытывают сложностей с воображением и ассоциативным мышлением.

Выделяют ряд нейробиологических причин, вызывающих проблемы при обучении базовой работе с текстом:

  • Патологии мозжечка, не позволяющие связывать буквенные символы и звуки.
  • Нарушения синхронизации полушарий мозга.
  • Зрительные отклонения, при которых человеку сложно одновременно видеть двумя глазами.

Данные изменения могут возникать на фоне:

  • Осложнения при беременности и родах.
  • Инфекции, ЧМТ.
  • Наследственная предрасположенность.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Как диагностировать мнестическую дислексию

    Для постановки объективного диагноза требуется комплексная диагностика нейропсихолога, дефектолога и логопеда. При обследовании специалисты проводят:

    • Сбор анамнеза жизни и развития ребенка, информации по успеваемости в школе.
    • Серию психологических тестирований.
    • Исследование логопеда. Специалист устанавливает отклонения произношения, способности различать звуки на слух, понимания состава звуков, лексикона, грамматики и связности речи.
    • Исследование нейропсихолога. Включает в себя анализ внимания, памяти, тактильного, оптического и фонематического восприятия.
    • Электроэнцефалограмму. ЭЭГ позволяет установить состояние головного мозга.
    • Консультацию психолога, офтальмолога и ЛОРа.
    • Консультацию невролога для выявления дефицита внимания и гиперактивности.

    Признаки и симптомы мнестической дислексии у детей и взрослых

    В числе типичных характеристик мнестической дислексии следует отметить:

    • Трудности при изучении алфавита. Родители отмечают неспособность соединить буквы в слоги, формировать слова.
    • Стресс в школе, когда ребенок отстает от сверстников, не справляется с требованиями учебного процесса.
    • Сложности при запоминании букв.
    • Невозможность воспроизведения ряда звуков или слов.
    • Проблемы с концентрацией внимания, координацией движений, речью.
    • Медленная работа с текстом. Мнестическая дислексия проявляется большим количеством ошибок.
    • Проблемы при изучении стихотворений.
    • Неспособность пересказать текст, выделить его смысл.
    • Проблемы при общении с другими людьми. Характеристикой дислексий является импульсивное поведение.
    • Головная боль в связи с перенапряжением.

    Метод коррекции мнестической дислексии

    С целью коррекции дислексии, детям необходимо стимулировать межполушарную симметрию, зрительную и слухоречевую память. Требуется проводить упражнения по узнаванию букв и картинок.

    Подбор конкретных методик зависит от степени выраженности состояния:

    • Образование связи букв и звуков.
    • Отказ от угадывания и смешивания букв.
    • Стимуляция графомоторных функций.
    • Работа со слухоречевыми и речезрительными процессами.
    • Улучшение пространственного представления и словесного мышления.
    • Развитие воображения.
    • Обогащение словарного запаса.
    • Стимуляция правого полушария и связи между половинами мозга.

    Интенсивность курса терапии устанавливается в зависимости от состояния человека. В среднем подбирается программа на полгода-год. Специалисты формируют индивидуальный набор способов улучшения речи и работы с текстом. При необходимости курс может меняться или дополняться новыми упражнениями с учетом прогресса ребенка.

    Среди применяемых коррекционных методов:

    • Для ускоренного запоминания гласных используют написание красным цветом. Далее может использоваться другой яркий оттенок, чтобы вывести на первый план графический образ.
    • Использование обводки контура печатных букв. Шаблоны должны быть объемными. Можно воспользоваться пластилином для лепки.
    • Необходимо, чтобы ребенок учился различать письменные главные и строчные буквы. Для этого полезно пользоваться ассоциативными приемами. Строка может быть комнатой, а алфавит – городом.
    • Кисти рук и жесты помогают запоминать звуки. Это упражнение подходит для гиперактивных детей.
    • Метод «Чудесный мешок». В мешке находятся объемные буквы, которые дети достают с завязанными глазами. Затем ребенок ощупывает букву и называет ее. Упражнение развивает воображение. Можно доставать из мешка только те буквы, которые загадал педагог.
    • Игра «Путаница», для малышей до 9 лет. Ребенку называют и показывают разные части тела. Его задача озвучить то, что он увидел, а не услышал. Это стимулирует межполушарную симметрию.
    • Рисование и письмо двумя руками поочередно и зеркально. Положительно воздействует на процесс синхронизации мозговых полушарий.
    • Упражнение «Запомни нужные слова». Способствует развитию речеслуховой памяти. Нужно из списка слов запомнить названные педагогом. К примеру, это могут быть породы животных, названия блюд.
    • Игра «Пары слов». Ребенку нужно выбрать верные соотношения слов (кухня-готовить, каток-кататься, парк-гулять). Преподаватель называет первое слово, а ребенок должен вспомнить второе.
    • Работа с буквами. Слова можно выкладывать из гороха, зерна, бисера, стикеров. Их рисуют и вырезают из бумаги, обводят по контуру.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Результат коррекции мнестической дислексии

    Если курс коррекционной работы проходит по индивидуальному плану, то возможно полное восстановление. Наилучшие шансы на стабилизацию речевых и письменных навыков есть у малышей, которые начали работу по коррекции как можно раньше. Применение специальной программы, подготовленной квалифицированным педагогом, способствует повышению мозговой активности и коррекции дислексии.

    Чем раньше началась работа с проблемами, тем выше эффективность программы и ниже риски травмировать детскую психику. Своевременная помощь позволяет избавиться от стресса и депрессии, страхов и неуверенности в себе, улучшить результаты учебы и упростить процесс общения.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности