Под дислексией подразумевается сложности в процессе чтения ввиду особенностей развития высших психических функций. Человек с такой особенностью страдает от стойких повторяющихся ошибок.
Это состояние называется не заболеванием, а индивидуальной особенностью восприятия. Оно означает иной тип мышления, когда человек воспринимает окружающий мир преимущественно образами, а не буквами и словами. Нередко школьники с дислексией имеют коэффициент интеллекта выше, чем у одноклассников. Часто они не испытывают сложностей с воображением и ассоциативным мышлением.
Выделяют ряд нейробиологических причин, вызывающих проблемы при обучении базовой работе с текстом:
- Патологии мозжечка, не позволяющие связывать буквенные символы и звуки.
- Нарушения синхронизации полушарий мозга.
- Зрительные отклонения, при которых человеку сложно одновременно видеть двумя глазами.
Данные изменения могут возникать на фоне:
- Осложнения при беременности и родах.
- Инфекции, ЧМТ.
- Наследственная предрасположенность.
консультацию
Как диагностировать мнестическую дислексию
Для постановки объективного диагноза требуется комплексная диагностика нейропсихолога, дефектолога и логопеда. При обследовании специалисты проводят:
- Сбор анамнеза жизни и развития ребенка, информации по успеваемости в школе.
- Серию психологических тестирований.
- Исследование логопеда. Специалист устанавливает отклонения произношения, способности различать звуки на слух, понимания состава звуков, лексикона, грамматики и связности речи.
- Исследование нейропсихолога. Включает в себя анализ внимания, памяти, тактильного, оптического и фонематического восприятия.
- Электроэнцефалограмму. ЭЭГ позволяет установить состояние головного мозга.
- Консультацию психолога, офтальмолога и ЛОРа.
- Консультацию невролога для выявления дефицита внимания и гиперактивности.
Признаки и симптомы мнестической дислексии у детей и взрослых
В числе типичных характеристик мнестической дислексии следует отметить:
- Трудности при изучении алфавита. Родители отмечают неспособность соединить буквы в слоги, формировать слова.
- Стресс в школе, когда ребенок отстает от сверстников, не справляется с требованиями учебного процесса.
- Сложности при запоминании букв.
- Невозможность воспроизведения ряда звуков или слов.
- Проблемы с концентрацией внимания, координацией движений, речью.
- Медленная работа с текстом. Мнестическая дислексия проявляется большим количеством ошибок.
- Проблемы при изучении стихотворений.
- Неспособность пересказать текст, выделить его смысл.
- Проблемы при общении с другими людьми. Характеристикой дислексий является импульсивное поведение.
- Головная боль в связи с перенапряжением.
Метод коррекции мнестической дислексии
С целью коррекции дислексии, детям необходимо стимулировать межполушарную симметрию, зрительную и слухоречевую память. Требуется проводить упражнения по узнаванию букв и картинок.
Подбор конкретных методик зависит от степени выраженности состояния:
- Образование связи букв и звуков.
- Отказ от угадывания и смешивания букв.
- Стимуляция графомоторных функций.
- Работа со слухоречевыми и речезрительными процессами.
- Улучшение пространственного представления и словесного мышления.
- Развитие воображения.
- Обогащение словарного запаса.
- Стимуляция правого полушария и связи между половинами мозга.
Интенсивность курса терапии устанавливается в зависимости от состояния человека. В среднем подбирается программа на полгода-год. Специалисты формируют индивидуальный набор способов улучшения речи и работы с текстом. При необходимости курс может меняться или дополняться новыми упражнениями с учетом прогресса ребенка.
Среди применяемых коррекционных методов:
- Для ускоренного запоминания гласных используют написание красным цветом. Далее может использоваться другой яркий оттенок, чтобы вывести на первый план графический образ.
- Использование обводки контура печатных букв. Шаблоны должны быть объемными. Можно воспользоваться пластилином для лепки.
- Необходимо, чтобы ребенок учился различать письменные главные и строчные буквы. Для этого полезно пользоваться ассоциативными приемами. Строка может быть комнатой, а алфавит – городом.
- Кисти рук и жесты помогают запоминать звуки. Это упражнение подходит для гиперактивных детей.
- Метод «Чудесный мешок». В мешке находятся объемные буквы, которые дети достают с завязанными глазами. Затем ребенок ощупывает букву и называет ее. Упражнение развивает воображение. Можно доставать из мешка только те буквы, которые загадал педагог.
- Игра «Путаница», для малышей до 9 лет. Ребенку называют и показывают разные части тела. Его задача озвучить то, что он увидел, а не услышал. Это стимулирует межполушарную симметрию.
- Рисование и письмо двумя руками поочередно и зеркально. Положительно воздействует на процесс синхронизации мозговых полушарий.
- Упражнение «Запомни нужные слова». Способствует развитию речеслуховой памяти. Нужно из списка слов запомнить названные педагогом. К примеру, это могут быть породы животных, названия блюд.
- Игра «Пары слов». Ребенку нужно выбрать верные соотношения слов (кухня-готовить, каток-кататься, парк-гулять). Преподаватель называет первое слово, а ребенок должен вспомнить второе.
- Работа с буквами. Слова можно выкладывать из гороха, зерна, бисера, стикеров. Их рисуют и вырезают из бумаги, обводят по контуру.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Результат коррекции мнестической дислексии
Если курс коррекционной работы проходит по индивидуальному плану, то возможно полное восстановление. Наилучшие шансы на стабилизацию речевых и письменных навыков есть у малышей, которые начали работу по коррекции как можно раньше. Применение специальной программы, подготовленной квалифицированным педагогом, способствует повышению мозговой активности и коррекции дислексии.
Чем раньше началась работа с проблемами, тем выше эффективность программы и ниже риски травмировать детскую психику. Своевременная помощь позволяет избавиться от стресса и депрессии, страхов и неуверенности в себе, улучшить результаты учебы и упростить процесс общения.