Как видят и читают дети с дислексией

Дети с дислексией нередко испытывают сложности с запоминанием и пересказом прочитанного. Им трудно подбирать слова и названия для предметов при разговоре. При этом они могут успешно обучаться – просто к ним нужен другой подход, соответствующий их особенностям. Дислексики часто имеют пытливый ум и креативное мышление, они способны видеть общую картину и генерировать новаторские идеи.

Состояние, которое сегодня называется дислексией, было описано больше сотни лет назад. И всё это время не прекращаются разногласия по поводу формулировок. Даже сегодня существует несколько официальных определений дислексии. В течение длительного времени она называлась «специфическим расстройством чтения». На Западе используется термин «дислексия развития», под которым подразумевается неспособность овладеть навыками чтения и письма при сохранении интеллекта.

Что такое дислексия и как проявляется

При дислексии люди испытывают сложности с распознаванием букв и составлением из них слов. Им трудно различить «с» и «е», 6 и 9, они меняют местами буквы и затрудняются с разбивкой слов на слоги.

Этим проблемы не ограничиваются: существует несколько видов дислексии, например, дискалькулия (трудности с арифметикой) и дисграфия (трудности с письмом). Проявляются они в различной степени, от слабо выраженных до таких, когда ребёнку требуется обучение в специализированных классах. Иногда дислексия проявляется у людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Дислексия имеет неврологическое происхождение и вызвана нарушениями деятельности центральной нервной системы. Из-за этого организму приходится задействовать другие участки мозга, что и приводит к искажению восприятия: дислексики могут видеть слова, буквы и цифры в зеркальном отражении, строчки текста перед их глазами изгибаются волнами, а буквы меняют размер, выглядит это примерно так:

    Для дислексика мир может казаться беспорядочным и запутанным из-за трудностей с визуальным восприятием и анализом текста. Они могут испытывать затруднения при распознавании слов, букв и пунктуации, что влияет на их способность понимать письменную информацию. Для них текст может выглядеть как набор букв и символов, лишенный ясной структуры, что создает сложности при чтении и понимании.

    Человеческий мозг разделён на два полушария: правое связано с творчеством, интуицией, воображением и целостным взглядом на мир. Левое отвечает за деятельность, которая требует последовательности и упорядочения, а также за речевые навыки, чтение и письмо. Как правило, у каждого человека доминирует какое-то одно из полушарий. У дислексиков всё иначе: у них симметричны оба полушария, из-за чего в мозгу возникает сбой, и он не может решить, какое полушарие должно обрабатывать поступающую информацию.

    На наличие у ребёнка дислексии могут указывать следующие признаки:

    • Плохие навыки чтения и письма, несмотря на способность к обучению;
    • Проблемы с выполнением заданий в установленные сроки;
    • Трудности с запоминанием простых слов, адресов, номеров телефонов;
    • Трудности с заучиванием стихов и подбором простейших рифм к словам;
    •  Постоянные ошибки с определением «верх-низ» и «лево-право»;
    • Сложности с мелкой моторикой (застёгиванием пуговиц и т.д.).

    У дислексиков могут возникать проблемы с прочтением даже тех слов, которые они встречали много раз. Они читают медленно и с видимым напряжением. При письме они сильно сжимают в руке карандаш или ручку. Они пропускают пробелы между словами и переставляют буквы, читая «торт» как «трот».

    Особенности восприятия букв и слов у детей с дислексией

    Процесс чтения – это сложная задача для мозга, требующая координации двух основных когнитивных процессов (процессов познания): зрительного и вербального. Первый отвечает за распознавание и понимание букв, символов и слов, второй – за их фонологическое декодирование, или перевод букв в звуки (фонемы).

    При дислексии мозгу трудно сопоставить графические образы со звуками – например, то, что букве Б соответствует звук «бэ». Но это – не единственные трудности, с которыми сталкиваются дислексики. У них может быть снижена скорость обработки информации и хуже развита кратковременная слуховая память. Они испытывают сложности с письмом из-за ошибок в правописании, неразборчивого почерка и ограниченного словарного запаса.

    Не существует какой-то стандартной модели дислексии, которая затрагивает всех людей, но чаще всего дислексики сталкиваются со следующими проблемами:

    • Некоторые буквы отображаются в перевёрнутом или зеркальном виде;
    • Текст «прыгает» по странице;
    • Такие буквы, как «с», «о» и «е» сложно различить;
    • Трудно различить буквы одинаковой формы, но разной ориентации, например латинские «b» и «p»;
    • Буквы меняются местами;
    • Буквы и слова сбиваются в кучу;
    • Расстояния между буквами и словами становятся то слишком маленькими, то слишком большими;
    • Размер и толщина букв в одной строке различаются;

    Ребёнок с дислексией старается запоминать, как выглядят слова, вместо того чтобы их читать, поэтому он может написать «хелб» вместо «хлеб». Ему трудно различать омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному («луг» и «лук», «прут» и «пруд»).

    Иногда дислексики нормально распознают буквы, но не в состоянии произнести всё слово целиком, потому что не могут связать буквы со звуками. Встречаются и такие случаи, когда дети способны прочесть слово, но в следующий раз не узнают его, сколько бы раз его ни видели.

    В интернете можно найти много симуляций, позволяющих понять, как видит текст дислексик. Важно понимать, что со зрением у дислексиков обычно всё в порядке, даже если они воспринимают буквы перевёрнутыми. Это их разум по-своему интерпретирует увиденное.

    Психологические аспекты дислексии: влияние на чтение, письмо и обучение

    Коррекция дислексии у ребенка по методу Дейвиса

    Дислексия не является эмоциональным расстройством, но трудности с обучением могут привести к чувству тревоги, гневу, низкой самооценке и даже депрессии. В особенности это касается школьников.

    Дети дошкольного возраста, у которых диагностировано это нарушение, обычно вполне счастливы и способны хорошо адаптироваться. Психологические проблемы возникают тогда, когда ребёнок понимает, что не может обучаться так же, как остальные дети. С годами это разочарование усиливается, поскольку одноклассники превосходят дислексика в чтении и письме.

    Ребёнок с дислексией испытывает боль из-за неспособности оправдать ожидания других людей, но ещё труднее для него смириться с мыслью, что он неспособен достичь намеченной цели. Это вызывает в нём сильное разочарование. Дислексики проявляют много старания, но часто их усилия остаются незамеченными, а люди вокруг продолжают думать, что дети просто ленятся. В результате у таких школьников возникает апатия и настоящее нежелание учиться.

    Ожидание возможной неудачи, когда дислексика просят прочесть или написать слово, провоцирует возникновение тревоги и страха. Иногда эти реакции усиливаются до такой степени, что мешают повседневной жизни. Дети стремятся всячески избегать ситуаций, где бы им пришлось читать вслух или выступать с речью. Они пишут неразборчиво, чтобы скрыть ошибки. Такие дети подвергаются риску развития у них депрессии.

    Школьники с дислексией, помимо трудностей в обучении, испытывают ещё и проблемы во взаимоотношениях:

    • Они социально незрелы, что может приводить к дискомфорту в общении;
    • Они испытывают проблемы с устной речью и могут становиться объектом насмешек;

    • Им часто бывает сложно понять шутки, сарказм и слова, имеющие двойной смысл;
    • Им сложно запоминать последовательности – например, правила игры.

    Несмотря на все проблемы, с которыми дислексики сталкиваются на индивидуальном уровне, общество в целом только выигрывает от того, что в нём есть люди с различным взглядом на мир. Люди с дислексией имеют хорошо развитое стратегическое мышление и более целостное восприятие окружающего. Их особое состояние позволяет проявлять высокую творческую активность. Они любознательны, креативны и способны находить неожиданные решения.

    Существует множество программ, которые помогают детям с дислексией успешно учиться. Крайне важно, чтобы родители и учителя были осведомлены о различных способах помощи таким детям.

    Методы коррекции и помощи дислексикам

    Игры для коррекции дислексии

    В мире существует несколько общепризнанных методов коррекции дислексии: в частности, разработанная ещё в 30-е годы прошлого века программа Ортона-Гиллингем, суть которой состоит в использовании различных видов восприятия: звуковых, визуальных, тактильных, кинестетических (связанных с движением).

    Чтобы запомнить буквы и слова, дети проговаривают их, одновременно рисуя пальцем в воздухе или вылепливая из глины. Можно писать на тонком слое риса или даже запотевшем стекле – главное, чтобы мозг сохранил ассоциацию между фонемой и её графическим отображением.

    В США хорошо зарекомендовала себя система чтения Уилсона (WRS, или Wilson Reading System) – одна из немногих программ, специально разработанных для подростков. Она использует методику Ортона-Гиллингем. Вначале определяют уровень навыков каждого ученика, а потом их разделяют по группам в соответствии с их уровнем. Учебная программа разбита на 12 этапов или блоков, выполнение которых может занять от двух до трех лет.

    Ещё одна популярная методика – это программа обучения Нэнси Стивенсон, или Stevenson Learning Skills. Она сочетает в себе уже опробованные методы вроде мультисенсорного восприятия и уникальные авторские стратегии.

    С 1980-х годов известен метод коррекции Дейвиса, в основе которого лежит признание дислексии как особого дара или таланта.

    Он отличается от других программ, потому что основан не на фонетике, а на визуальном и смысловом восприятии слов. В программе Дейвиса™ не используются утомительные повторения или механическое заучивание. Метод Дейвиса™ учит, как взять свою дислексию под контроль и обратить недостатки в преимущества.

    Существуют и российские разработки в этой отрасли: например, методика О.А. Токаревой по исправлению дисграфии, методика по коррекции нарушений письма и речи за авторством Р.И. Лалаевой, комплексная программа А.Н. Корнева по преодолению дислексии и дисграфии.

    Как корректировать дислексию у детей и взрослых

    Дислексия остаётся с человеком на всю жизнь, но есть ряд специальных мероприятий и упражнений, которые способны облегчить её симптомы. Как правило, они более эффективны, если начать применять их в раннем возрасте.

    Дети, у которых диагностирована дислексия, иногда сталкиваются с сопутствующими расстройствами, среди которых могут быть:

    • Дискалькулия – трудности с арифметикой;
    • Дисграфия – нарушение письма;
    • Диспраксия – сложности с координацией действий.

    Зачастую детям достаточно пройти курс коррекции дислексии и выучить несколько несложных приёмов, которые помогут им справляться со своим состоянием. В дополнение к этому иногда используются различные приспособления, например, прозрачные пластины из цветного пластика, которые кладут на страницу с текстом, чтобы сфокусировать взгляд. Специалист может порекомендовать ребёнку держать книгу под определённом углом, чтобы обеспечить комфортное чтение.

    Поскольку дислексикам обычно бывает сложно распознавать фонемы, то специалисты по коррекции дислексии учат их разбивать слова на звуки и составлять слова из отдельных звуков.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Дислексию у подростков и взрослых можно облегчить с помощью технических средств: приложений по распознаванию речи и преобразованию её в текст, приложений по оптическому распознаванию текста (OSR). Для чтения используются электронные книги, где удобно изменять не только вид и размер шрифта, но и расстояние между буквами и словами. Избегать ошибок помогают встроенные средства проверки правописания в офисных программах вроде MS Word.

    Основное внимание должно быть уделено созданию максимально благоприятной среды для обучения и повседневной жизни. Дислексикам всех возрастов важно ощущать чувство единения, уважения, признания, ощущать тепло любви и поддержки со стороны близких. Это даст им энергию и мотивацию для того, чтобы справляться с трудностями.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Комментарии
    Фото аватара
    Irina 15 мая 2024, 16:47

    Никогда бы не подумала, что им настолько трудно читать 😮

    Ответить
    Фото аватара
    Анна Винченко 12 мая 2024, 19:50

    А подскажите пожалуйста, есть ли специализированные программы или приложения для облегчения чтения у детей с такой проблемой?

    Ответить
    Фото аватара
    Центр коррекции дислексии 21 мая 2024, 17:00

    Анна, добрый день! К сожалению, на данный момент таких программ не существует, дислексию необходимо корректировать.

    Ответить
    Фото аватара
    Наталья 12 апреля 2024, 10:24

    С какого возраста можно понять, что у ребенка дислексия, а не проблемы в развитии?

    Ответить
    Фото аватара
    Центр коррекции дислексии 12 апреля 2024, 10:41

    Наталья, здравствуйте!
    Первые признаки дислексии начинают проявляться с возраста 7-12 лет. Не потому, что раньше дислексии не было у ребенка, а потому, что обычно в этом возрасте детей начинают обучать, занимаются чтением и прописью. Именно в этот момент признаки дислексии и проявляют себя.
    Дети с дислексией интеллектуально развиты и чаще даже лучше сверстников, но из-за трудностей в обучении родители и учителя могут считать, что они недостаточно умны. Чтобы у ребенка не появились впоследствии проблемы с психикой, необходимо вовремя выявить дислексию.

    Ответить
    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности