Ребёнок, у которого есть сложности с координацией, постоянно что-то роняет, спотыкается на ровном месте и тем самым привлекает всеобщее внимание. С ним то и дело происходят разные неприятности, связанные с его неловкостью. Ему трудно научиться рисовать или писать, он не может с лёгкостью застёгивать пуговицы или завязывать шнурки.
К сожалению, другие дети могут подвергать такого ребёнка насмешкам из-за того, что он «другой», а взрослые будут ругать его за нерасторопность и неуклюжесть. Людям сложно принять тот факт, что проблемы ребёнка имеют физиологический характер.
консультацию
Симптомы и причины развития
В науке существует понятие «праксиса» – планирования целенаправленной деятельности. Завязать шнурки, сложить кубики – всё это праксис. Человек понимает не только что ему нужно сделать, но и то, как он должен это сделать.
Праксис – это своего рода мостик между сенсорной и моторной системой. Выполнение скоординированных движений представляет собой сложнейший процесс, в котором задействованы различные части организма: мозг, нервы, мышцы. Планируя действие, человек проходит следующие этапы:
- Представление задачи (идея);
- Планирование шагов (организация);
- Последовательное выполнение (действие);
- Рефлексия (обратная связь).
Малейший сбой в любой из этих частей может привести к проблемам с координацией. Так возникает диспраксия – которой страдает примерно каждый 20-й ребёнок младшего школьного возраста.
В справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-5 оно именуется «расстройством развития моторных функций» (Developmental Coordination Disorder, DCD). Другие названия данного состояния – диспраксия развития, синдром неуклюжего ребёнка, расстройство координации движений.
У диспраксиков могут возникнуть проблемы с двигательными функциями – как с мелкой моторикой (письмо, рисование и т.п.), так и с крупной (бег, прыжки, игра в мяч).
Точный диагноз обычно нельзя поставить до тех пор, пока ребёнку не исполнится 5 лет, потому что темпы развития детей сильно различаются. Но есть ряд признаков, на которые родители должны обратить внимание:
- Ребёнок поздно начал ползать и ходить;
- Ребёнок долго не может научиться самостоятельно есть и одеваться;
- Ему трудно держать в руке карандаш или ручку;
- Он быстро устаёт и испытывает сложности с освоением новых навыков;
- Он избегает задач, которые вызывают у него трудности;
- Он не играет в подвижные игры со сверстниками;
- Он выглядит неаккуратным и неуклюжим;
- Ему сложно управлять своим телом.
Считается, что диспраксия у детей возникает по причине нарушения функционирования определённых отделов коры головного мозга. Эти нарушения, в свою очередь, могут быть вызваны как органическими поражениями мозга (например, в результате родовой травмы или инфекционного заболевания), так и условиями развития ребёнка. Например, если он в раннем возрасте был лишён возможности двигаться, – из-за болезни или по иной причине, – то у него с высокой долей вероятности разовьётся диспраксия.
К числу других факторов риска относятся преждевременные роды, низкий вес младенца при рождении, наличие диспраксии в семье, злоупотребление матерью алкоголем или наркотиками во время беременности.
Как самостоятельно диагностировать диспраксию
Проявления диспраксии в каждом случае будут уникальными. Они зависят от множества факторов, включая возраст, особенности развития, характер и поддержку со стороны близких.
Тем не менее, учёные выделяют несколько наиболее распространённых симптомов нарушения координации движений. Большинство людей с диспраксией испытывает следующие трудности:
- Они часто спотыкаются, сталкиваются с различными предметами или роняют их;
- Им тяжело сохранять равновесие;
- У них возникают проблемы с выполнением обычных задач, например, с использованием столовых приборов;
- Им трудно концентрировать внимание;
- У них отсутствует интерес к подвижным играм;
- Им сложно работать сообща в группе.
Дети с диспраксией обычно начинают ходить позже сверстников.
Им трудно научиться подниматься и опускаться по лестнице, они не понимают, как нужно ударить по футбольному мячу. Им не даётся езда на самокате или велосипеде.
Из-за проблем с мелкой моторикой такие дети могут нечаянно ломать вещи, рвать бумагу при попытке что-то нарисовать, пачкать одежду красками. Это может повлиять на их успеваемость, поскольку мелкая моторика очень важна для освоения навыков письменной речи.
Виды диспраксии
Простыми словами диспраксию можно описать как «отсутствие синхронизации между мозгом и телом». Но это будет только самое общее представление о данном неврологическом нарушении. На самом деле оно проявляется в очень широком спектре.
Учёные выделяют три основных типа диспраксии: моторную, вербальную и оральную. Моторная связана со сложностью выполнения действий. Вербальная – с языковой выразительностью. Оральная диспраксия обусловлена неразвитостью моторики речевого аппарата.
Все они могут проявляться изолированно или в сочетании. Существует также множество подвидов этого состояния, определяемых на основе симптомов или их локализации.
Артикуляционная
Артикуляционная диспраксия у детей и взрослых характеризуется неразборчивостью речи. При ней человеку трудно произносить определённые звуки, которые требуют координации мышц языка и губ.
Некоторые исследователи подразделяют эту диспраксию на два типа: кинетическую и кинестетическую. Первый случай проявляется пропуском букв и слогов, заменой звуков, неправильным ударением. Во втором случае мозгу сложно сопоставить звук и те движения артикуляционного аппарата, которые необходимы для его произнесения.
Кинетическая
Кинетическая диспраксия также называется эфферентной диспраксией. Человек испытывает сложности с выполнением последовательных движений или переключением между ними. Для него представляет сложность даже такое простое действие, как бег.
Между звуками или слогами ребёнок тоже переключается с трудом. Он может произнести один слог, но уже такое простое слово, как «небо», вызовет у него затруднение.
Кинестетическая
Это расстройство координации движений также носит название «афферентная диспраксия». Оно вызывается нарушением мелкой моторики. Ребёнку или взрослому трудно совершать точные действия, а их речь либо ограничена отдельными звуками, либо вовсе отсутствует, потому что им сложно сопоставить звук с движениями губ и языка.
Деамбулаторная
В этом случае человеку бывает трудно быстро сменить вид деятельности: например, приступить к рисованию после того, как он только что писал.
Сложнее всего ему приходится в тех случаях, когда нужно сменить темп с быстрого на медленный. Какое-то время он по инерции будет продолжать предыдущее действие.
Идеаторная
При идеаторной диспраксии человек не может составить для себя план последовательных действий, которые являются частью какого-то сложного процесса. К примеру, он не в состоянии собрать объект из конструктора, хотя понимает, как соединяются между собой детали.
Идеамоторная
Человек, у которого диагностирован такой тип нарушения координации, не может выполнять программу действий. Иными словами, он хочет что-то сделать, но не понимает, как. Эту диспраксию иногда называют «истинной».
Выразительная
Этот вид характеризуется неспособностью выражать свои чувства посредством мимики. Человек просто не может управлять своей лицевой мускулатурой, чтобы выражение его лица соответствовало внутреннему ощущению радости, страха, гнева и так далее.
Конструктивная
В этом случае человеку бывает сложно составить нечто целое из разрозненных частей. Это может быть конструктор, головоломка, паззл. Пространственное представление в этом случае тоже нарушено: например, человеку трудно нарисовать предмет, соблюдая его положение в пространстве и размеры относительно соседних предметов.
Офтальмологическая (зрительная)
Данный тип диспраксии связан с нарушением работы мышц, которые приводят в движение глазное яблоко. В частности, при чтении люди не могут водить взглядом по строчкам и вынуждены поворачивать голову влево-вправо.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Способы лечения диспраксии у детей
Диспраксия – это особое состояние с набором различных симптомов. Не существует двух одинаковых людей с этим расстройством, и каждый план лечения предполагает индивидуальный подход.
К сегодняшнему дню разработано много методов коррекции диспраксии у детей и взрослых:
- Гимнастика и упражнения, направленные на улучшение двигательных, зрительных и слуховых навыков;
- Физиотерапия, предназначенная для поддержания физической формы;
- Трудотерапия, помогающая людям развивать свои моторные и организационные навыки;
- Речевая и языковая терапия в виде программ, составленных логопедом;
- Когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает людям с диспраксией повысить свою самооценку и улучшить психологическое состояние.
Несмотря на то, что занятия спортом могут представлять сложность для ребёнка-диспраксика, физическая активность очень важна. Вместо футбола или бега таким детям лучше предложить подвижные игры, которые тренируют мелкую и крупную моторику, а также помогают освоить последовательность действий.
Хобби доставляют удовольствие и одновременно помогают бороться с диспраксией. Кому-то из детей нравится клеить модели из бумаги, кому-то – вязать или шить. Эти занятия укрепляют определённые мышцы тела, вырабатывают усидчивость и позволяют снизить нежелательные симптомы.
Каких только проблем не бывает, спасибо, очень познавательно вы пишите
Мечтали отдать сына на футбол, но с первых тренировок заметили что-то неладное(( Очень похоже на диспраксию, но еще не диагностировали. Какой спорт в таком случае будет уместен и полезен, деткам ведь важно двигаться?
Елизавета, добрый день! Вы абсолютно правы, движение важно для любого ребенка, но в первую очередь необходимо четкое понимание диагноза. Для начала нужно начать заниматься играми и упражнениями для развития мелкой моторики. Диспраксию можно и нужно корректировать, будьте терпеливы и идите к своей цели. Мы уверены, что со временем ваш сын станет замечательным футболистом!