С учетом статистики, дислексия отмечается у каждого 30-го человека на планете. Однако поскольку о нем знают немного людей, такую особенность зачастую воспринимают как лень или даже нарушение работы мозга.
Как диагностировать аграмматическую дислексию
Аграмматическая дислексия или дисграфия не диагностируется по личным наблюдениям. Существуют специально разработанные анкеты, однако эти опросники помогают только предположить наличие данной особенности.
Точно определить дислексию смогут только специалисты: нейропсихологи, логопеды, дефектологи, проводящие корректурные пробы для выявления настоящих причин сложностей в учебе. Какое слово может получиться, заменив букву «Д» на «З» в начале слова «дверь»? Люди с этой особенностью вряд ли быстро дадут ответ на поставленный вопрос.
При диагностировании оценивается:
- может ли малыш отличать на слух звуки (при этом нужно «поймать» звук — для чего придумывают абсолютно любой и просят похлопать, если он слышит его в речи);
- насколько правильно дети произносят звуки;
- словарный запас;
- умеет ли определять, в каком месте в строю находится конкретная буква (к примеру, необходимо придумать слова, в которых буква «Р» находится в начале или в конце слова);
- насколько речь связана;
- грамматическое и синтаксическое построение речи.
Нейропсихолог определяет, как проявляются психические навыки — фонематическое и оптическое восприятие, речь, внимание, память.
Чтобы диагностировать аграмматическую дислексию и дисграфию предлагается сделать тест «кулак-ребро-ладонь». Этот способ разработал в 1983 г. отечественный психолог А.Н. Корнев. Вначале врач показывает ладонь и предлагает следующий этап движений: сжать кулачок — установить ладонь на ребро на стол — перевернуть руку ладошкой вниз. Необходимо 3 раза выполнить эту манипуляцию — при этом быстро и не ошибаясь.
С учетом того, как он выполнит это упражнение, врач сделает обобщение, как развивается моторная функция и зрительная память, насколько быстро мозг может переключаться при выполнении этой задачи.
Это не единственный тест из множества предлагаемых. Сделать выводы и диагностировать результаты сможет лишь специалист после комплексных анализов. Чтобы точней интерпретировать результаты, зачастую используется электроэнцефалограмма — способ обследования функциональной работы мозга.
Иногда требуется помощь ЛОР-врача и офтальмолога для исключения нарушения слуха и зрения, а также невропатолога, позволяющего определить, отсутствует ли у детей синдром гиперактивности, который тоже может характеризоваться сложностями с письмом и чтением.
Признаки и симптомы аграмматической дислексии у детей и взрослых
Дислексия начинает развиваться еще в младенчестве и во время отсутствия своевременной коррекции сопровождается несформированностью психического развития. У взрослых она появляется вследствие поражения мозга.
Отличают несколько форм дислексии с учетом уровня недоразвития конкретного анализатора – слух, речь, зрение. Классификация дислексии и характеристика симптомов выглядят следующим образом:
- Семантическая. При развитии этого процесса, читая, дети правильно говорят слова, однако не осознают их сути. Признаком состояния является невозможность связанно составить предложение из разных слов. Иногда причина дисграфии скрывается в интеллектуальной недоразвитости – у малыша не получается установить грамматические и морфологические связи слов во фразе.
- Фонематическая. Дети не отличают звуки близкие по артикуляции, а также на слух (к примеру, Ж-Ш). Потому при чтении этот ребенок случайно меняет близкие по звуку фонемы. К одному из видов этой особенности относят расстройство фонематического анализа, когда во время написания слов начинают пропускаться либо вставляться определенные буквы. В некоторых ситуациях сложно собрать друг с другом два слога, в этом случае рассматривают «побуквенное» чтение.
- Оптическая. Под этой разновидностью понимают состояние, когда дети не распознают изображения (буквы), потому не могут научиться читать.
- Мнестическая. Ребенок не может понять, какой звук значит определенная буква, и, таким образом, не может выучить алфавит.
- Тактильная. Отсутствует навык пространственных представлений. Так как буквы различаются количеством и месторасположением точек, это осложняет их восприятие. Состояние характерно для плохо видящих пациентов.
Чаще всего аграмматическая дислексия является результатом внутриутробного органического повреждения ЦНС вследствие перенесенных инфекционных болезней, гипоксии или токсического действия. Намного реже причины дислексии – это наследственность и генетическая расположенность. Обследование зрения, рефлексов, слуха, запись ЭЦФ у пациентов, как правило, не выявляет серьезных отклонений.
консультацию
Но определенные нарушения в статусе ЦНС говорят о задержке интеллектуальных, психических и моторных функций развития. Таким образом, у ребенка часто развивается дифференцированность движений либо недостаточная точность во время осознанной деятельности. Моторика детей иногда немного не соответствует их возрасту, хоть при играх и выполнении различных движений они мало чем различаются от сверстников.
ЭЦФ тоже показывает немного замедленное развитие мозговой активности при нормальной работе слухового аппарата. Но зрение имеет определенные особенности. В нормальном состоянии рецепторы обеих глаз различаются между собой и передают разные изображения в мозг. Последний сам определяет, на какие рецепторы определенного глаза переправить изображение.
У больных с этой патологией участки восприятия картинки двух глаз являются одинаковыми и, если сигналы передаются одновременно, то мозг не определяет выбор изображения, поскольку оно для него зеркальное. Этим и обусловлены сложности в распознании букв и слов.
У взрослых тоже развивается это заболевание. Чаще всего это происходит после черепно-мозговых травм или инфаркта (недостаточная циркуляция крови в мозгу). Так или иначе, поражается кора мозга. Для этих пациентов, кроме дислексии, характерны депрессии, тревожность, нарушения движений.
Заболевание может сопровождаться развитием новообразований в левом полушарии, также отмечаются боли в голове, мигрени, потеря слуха, памяти, сложности в составлении фраз.
Метод коррекции дислексии
Полностью вылечиться невозможно, особенность остается до конца жизни, но возможна коррекция дислексии. При этом ее проявления не будут мешать обучению или ограничивать развитие детей. Если проигнорировать это состояние, то плохая успеваемость в школе может ударить по самооценке детей, являясь причиной депрессии.
Медицинские сообщества во всем мире разрабатывают методы коррекции этой особенности. Создаются бифокальные очки с цветными линзами, облегчающие чтение. Ученые изучают воздействие ноотропов — медикаментозных средств, стимулирующих мозг.
Наилучшие результаты коррекция показывает при работе с нейропсихологом и логопедом
При помощи различных упражнений можно научить мозг определять буквы, насколько это получается сделать. Помимо этого, врачи учат детей переключаться между задачами и расслабляться, это защищает их от сильного утомления.
При этом родители также смогут помочь ребенку, если грамотно организуют процесс обучения. Так, существуют специальные учебники, в которых минимум текста, максимум картинок и ярких графиков.
Как правило, малыши с дислексией довольно любопытные, у них отличное воображение, а специфика восприятия помогает им размышлять нестандартно, находя оригинальные решения. Это позволяет реализовать потенциал, если правильно сформировать коррекционный процесс и помочь ребенку адаптироваться к учебе.
Советы взрослым и педагогам малышей с дислексией:
- дать возможность продемонстрировать свои познания с помощью нестандартных способов: учебные ролики, создание коллажей по определенной тематике и т.д.;
- предоставить школьнику больше времени, чтобы выполнить задание;
- чтение вслух и обсуждение прочитанного материала — это обогащает словарный запас;
- позволить записывать урок на диктофон — так ребенок может слушать урок целиком либо определенные части, не тратя времени на чтение;
- помечать непонятные слова;
- перечитывать материалы, возвращаясь к старым темам — вероятно, недостаточно одного прочтения для его понимания.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Результат коррекции аграмматической дислексии
Малыши с дислексией, начавшие получать требуемую помощь в детсаду или в начальных классах, зачастую достаточно хорошо улучшают навыки чтения для дальнейшего обучения.
Если у детей дислексия была обнаружена на поздних стадиях, то им сложнее справиться с этой задачей. Они, скорее всего, начнут отставать в учебе и, вероятно, уже не наверстают упущенное. При осложненных формах заболевания повысить навыки чтения до нормального состояния почти невозможно.
Если у детей появляются сложности с произношением букв и фраз, письмом и чтением, нельзя их наказывать и обвинять в лени, так как зачастую за этим скрывается дислексия – особенность, требующая упорной и продолжительной корректировки.