Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие вечно ёрзают, вертятся, влезают в разговор? Иногда такое поведение говорит о недостатке воспитания, но чаще всего ни сами дети, ни их родители не виноваты в том, что происходит.
В советском мультфильме «Маша больше не лентяйка» была показана девочка, которая постоянно увиливала от работы по дому, говоря, что она бы и рада делать уборку, да вот руки и ноги её не слушают. По волшебству руки и ноги действительно вышли из-под Машиного контроля и стали жить своей жизнью: сначала накормили девочку горчицей с хреном, а потом увлекли в лесную чащу.
Ребёнок, у которого есть дефицит внимания с гиперактивностью, тоже часто не может контролировать свои действия. Управляющие системы его мозга для этого недостаточно сформированы. Кроме того, для таких детей характерна задержка эмоционального развития, поэтому они бывают вспыльчивыми и неуравновешенными
В международном классификаторе болезней МКБ-10 синдром дефицита внимания с гиперактивностью отнесён к гиперкинетическим расстройствам, которые проявляются беспокойством, импульсивностью, неосознанной двигательной активностью, проблемами с вниманием и самоорганизацией.
От чего появляется СДВГ, пока в точности не установлено. Ещё на стадии внутриутробного развития мозг одних людей формируется немного иначе, чем у других. Раньше это считалось мозговой дисфункцией. Сейчас учёные склонны относить СДВГ к спектру нейроразнообразия — так же, как дислексию, дисграфию, ОКР.
Это означает, что подобные состояния рассматриваются не как заболевание или отклонение от нормы, а как особый вид мышления и восприятия окружающего мира.
Основные характеристики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
СДВГ, как и другие состояния, имеющие нейробиологическую природу, невозможно диагностировать по анализу крови или с помощью томографии. Кроме того, этот синдром нередко имеет клиническую картину, схожую с некоторыми психиатрическими расстройствами. А повышенная активность или возбудимость могут быть нормальным состоянием быстро растущего организма.
Такое объяснение может окончательно запутать родителя, который в поисках ответа отправляет в интернет запрос: «СДВГ у детей — что это?» Симптомы, которые перечислены на тематических ресурсах, часто выглядят как обычное поведение для малыша. Ему трудно удерживать внимание? А какой ребёнок трёх-пяти лет на такое способен? В очереди он начинает хныкать и тянуть маму за руку? Все маленькие дети так делают.
Из-за того, что СДВГ бывает трудно отличить от нормального поведения или расстройств, имеющих похожую симптоматику, учёные разработали целый ряд диагностических критериев.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что СДВГ подразделяется на три типа:
- С дефицитом внимания
- С признаками гиперактивности и импульсивности
- Комбинированный, сочетающий в себе первые два варианта
В справочнике американских психиатров DSM-5 перечислены несколько симптомов первого и второго типа. У мальчика или девочки в возрасте до 17 лет должны наблюдаться как минимум 6 симптомов из списка. После 17 лет достаточно пяти. Если преобладают симптомы дефицита внимания — значит, это СДВГ невнимательного типа. То же самое относится и к гиперактивно-импульсивному типу.
Признаки, указанные в справочнике, должны повторяться в течение 6 месяцев и более, причём как минимум в двух местах, чтобы исключить негативное влияние среды — например, школы. И, что самое важное, проявления принимаются во внимание, если они оказывают негативное влияние на учёбу, социальные коммуникации и повседневную жизнь.
Родителям стоит обращать внимание на следующие особенности поведения ребёнка:
- Трудности в общении со сверстниками: эгоцентричность — это распространённая черта детей с СДВГ. Им может быть сложно понимать желания и потребности других людей.
- Встревание в чужой разговор: импульсивно-гиперактивным детям трудно дождаться своей очереди, чтобы вставить слово, поэтому они могут перебивать людей во время разговора.
- Нетерпение: ожидание может быть невыносимым для детей с СДВГ, даже если речь идёт об играх со сверстниками
- Неконтролируемые эмоции: таким детям сложно обуздать свои чувства, они легко поддаются вспышкам гнева.
- Беспокойство: гиперактивного малыша часто можно узнать по тому, что ему трудно усидеть на месте. Ему всё время нужно двигаться, даже если он просто сидит на стуле.
- Проблемы с совместными играми: гиперактивных детей не любят приглашать в игру из-за их взрывного темперамента.
- Трудности с выполнением задач: детям с СДВГ сложно подолгу концентрировать внимание на одном задании, поэтому они часто бросают его, не закончив.
Рассеянное внимание: ребёнок может утверждать, что слышал, как к нему обращаются, но не сможет повторить то, что ему сказали. Он постоянно «витает в облаках».
Если у малыша имеется невнимательный тип СДВГ, то он, в отличие от переполненных энергией гиперактивно-импульсивных детей, будет вести себя тихо и отстранённо. Он может подолгу смотреть в одну точку, задумавшись о чём-то своём или просто «выключившись». При этом он будет полностью игнорировать всё, что происходит вокруг.
Организованность — это ещё одно слабое место детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Их нелегко заставить соблюдать порядок дня, но не потому, что они этому противятся, а потому, что таким детям сложно расставлять приоритеты. Запоминание последовательности действий и инструкций — тоже не их конёк.
Мешает продуктивной работе и забывчивость: дети с СДВГ часто теряют личные вещи и игрушки, оставляют дома или в школе учебники и тетради, забывают о необходимости сделать домашнее задание.
Проблемы с вниманием
Коэффициент распространённости СДВГ по всему миру составляет в среднем чуть больше 5 процентов (5,29%). Но при этом наверняка существует большое количество мужчин и женщин с невыявленным СДВГ невнимательного типа, потому что его довольно трудно распознать.
Школьников с дефицитом внимания нередко принимают за ленивых, избалованных, несобранных. Учителя ругают их за то, что они «отсутствуют» на уроке, не хотят быть внимательными и постоянно теряют свои вещи.
Одноклассники могут смеяться над такими детьми за то, что они не такие ловкие и быстрые: не могут повторить упражнение, которое показал учитель физкультуры, и путаются, когда нужно выполнить последовательность действий.
Детям, у которых есть СДВГ, утомительно слушать объяснения учителя: их мысли постоянно блуждают где-то далеко. А выполнение домашнего задания превращается для них в настоящую муку.
Ребёнок с дефицитом внимания легко отвлекается и с трудом может сосредоточиться на работе. Он забывчив, неорганизован и часто допускает ошибки из-за невнимательности. Но, если все эти признаки не слишком явно выражены, то взрослые дома и в школе могут даже не подозревать, что у этого мальчика или этой девочки есть СДВГ.
Гиперактивность
Гиперактивность означает, что ребёнок неусидчив, легко возбудим, а его двигательная активность превышает норму и часто выглядит бессистемной: то есть, маленький непоседа просто бегает взад-вперёд, крутится на месте, пинает ногами по мебели.
Чаще всего гиперактивность является симптомом СДВГ, но может быть и признаком некоторых расстройств и заболеваний. Например, при гипертиреозе, заболевании щитовидной железы, дети тоже могут проявлять чрезмерную активность.
Гиперактивному малышу трудно сидеть на месте и заниматься какой-нибудь спокойной деятельностью: чтением, рисованием, лепкой. В классе он может встать и ходить между партами. Он будет перебивать учителя и пытаться разговаривать с другими учениками.
Импульсивность
Импульсивный ребёнок сначала реагирует, а потом думает. Он не делает паузу перед принятием решения. Его внимание может привлекать сразу несколько стимулов, и он не сможет предпочесть какой-то один, а вместо этого будет пытаться заняться всем сразу.
Импульсивность может иметь несколько способов выражения:
- Вербальный — ребёнок говорит, не задумываясь, перебивает других и влезает в разговор
- Эмоциональный — малыша переполняют эмоции, которые он стремится немедленно выразить
- Проявление нетерпения — выражается в чувстве внутреннего беспокойства
- Рискованное поведение — в большей степени присуще импульсивным подросткам и взрослым людям, которые ходят самоутверждаться. Сюда входят азартные игры, злоупотребление алкоголем и наркотиками, участие в незаконных автогонках и тому подобное.
Психиатры неоднократно пытались сформулировать универсальное определение импульсивности. Наиболее полно и точно её можно описать как «плохо продуманные действия, которые предприняты преждевременно, неоправданно рискованны или неуместны и способны привести к нежелательным последствиям».
Симптомы СДВГ у детей 1-2 года
У некоторых детей признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью отмечаются уже в 2 года или даже раньше — в 1 год.
Конечно, в таком возрасте распознать СДВГ непросто, потому что почти все двухлетние девочки и мальчики полны энергии и легко отвлекаются. Они проявляют нетерпение и яростно протестуют, когда не получают то, чего хотят.
Гиперактивным малышам обычно требуется меньше сна, чем сверстникам, но это обстоятельство не может служить надёжным критерием диагностики. Учёные считают, что в столь раннем возрасте предиктором (средством прогнозирования) СДВГ является неспособность контролировать эмоции.
Если маленький ребёнок часто плачет и подолгу не может успокоиться, если он раздражителен, не терпит отказа и имеет проблемы со сном и кормлением, то у родителей есть повод показать его психологу.
У малышей с СДВГ часто случаются истерики, и возникают они порой без особого повода. Реакции в этом случае избыточны и непропорциональны событию. Некоторые дети не могут остановиться, даже если им пообещают за это награду.
Вот некоторые примеры типичного поведения малыша с подозрением на наличие у него СДВГ:
- Истерики: происходят больше 3-х раз в неделю и длятся дольше 15 минут, а частота и интенсивность сохраняются в течение 6 и более месяцев
- Агрессивное поведение (кусание, царапание): сохраняется по достижении возраста 36 месяцев и старше и происходит чаще 2-х раз в месяц
- Членовредительство (например, попытки удариться головой): может происходить в любое время
Эмоциональные реакции детей с СДВГ могут быть непредсказуемыми и возникать даже в благоприятной ситуации — например, на дне рождения. Из-за чрезмерной стимуляции органов чувств (громкая музыка, шум детей и т.п.) у ребёнка может произойти нервный срыв с криками, плачем и швырянием предметов.
Симптомы СДВГ у детей 6-7 лет
Дошкольники в возрасте 6-7 лет активно познают мир, поэтому их гиперактивное и импульсивное поведение может быть естественной реакцией на большое количество новой информации. Даже у взрослых людей «разбегаются глаза», когда они оказываются в необычном, полном незнакомых вещей месте.
Однако, когда мальчик или девочка идут в первый класс (обычно в возрасте 6 лет или чуть старше), они сталкиваются с необходимостью следовать правилам и ограничениям: сидеть на уроке тихо, слушать учителя, поднимать руку, чтобы задать вопрос. Но ученик часто не понимает, почему его поведение вдруг стало неправильным. Раньше он мог подойти и потрогать вещь, которая привлекла его внимание, а сейчас этого делать нельзя. Раньше он мог задавать кучу вопросов, а теперь нужно слушать учителя и не перебивать.
Шести- или семилетний ребёнок с СДВГ не обладает навыками самоконтроля. Ему трудно сидеть весь урок в одном положении, сложно сконцентрироваться на голосе учителя. В момент перевозбуждения он может просто встать и выйти из класса.
Ему не хватает терпения на то, чтобы дописать строчку в прописях или арифметический пример. Он постоянно крутит головой и пытается привлечь внимание других учеников.
Если первоклассника с СДВГ постоянно ругают, у него может закрепиться нежелательное поведение, потому что дети в этом возрасте испытывают потребность во внимании. Школьник в этом случае будет намеренно стараться выглядеть «плохим», чтобы привлекать к себе внимание.
Диагностика и лечение СДВГ
По статистике, до 90% детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство. В этой роли чаще всего выступают депрессия и тревожные расстройства. Около 45% таких детей испытывают трудности с обучением, которые проявляются в наличии у них дислексии, дисграфии или дискалькулии.
По этой причине важно, чтобы диагностику синдрома дефицита внимания с гиперактивностью проводила команда, объединяющая специалистов разного профиля. Также желательно, чтобы эти специалисты были экспертами в области диагностирования и терапии СДВГ.
Одним из распространённых способов лечения СДВГ считается сочетание лекарств, поведенческой терапии и психологической поддержки. Важной частью такого подхода является консультирование родителей и школьных учителей, чтобы они понимали потребности детей с СДВГ и могли оказывать им необходимую помощь.
В лекарственной терапии применяют психостимуляторы, которые снижают симптомы гиперактивности и импульсивности, и ноотропы, улучшающие работу памяти и помогающие ребёнку контролировать поведение. Иногда врач может назначить антидепрессанты для устранения тревожности.
Несмотря на то, что фармпрепараты часто используются для лечения СДВГ, применение их не является обязательным, а детям до 6 лет просто не рекомендуется.
Методы диагностики данного расстройства у детей
Диагностирование СДВГ у детей основано на комплексном подходе, который включает в себя изучение медицинских документов, сбор семейного анамнеза и обследование маленького пациента.
Специалист прежде всего выясняет, нет ли у малыша заболеваний, которые могут вызывать симптомы гиперактивности / импульсивности или дефицита внимания: например, эпилепсии или нарушений в работе щитовидной железы.
Он также должен исключить побочные эффекты от лекарственных препаратов, если ребёнок их принимает.
При общении с родителями специалист выясняет, не было ли у матери осложнений при родах, нормально ли происходило внутриутробное развитие плода — такие факторы могут способствовать возникновению СДВГ.
Во время беседы специалист задаёт вопросы о том, какие симптомы СДВГ имеются у ребёнка и как они проявляются. Он разговаривает с малышом, чтобы составить картину его эмоционально-психического состояния.
После того, как специалист получит ответы на все интересующие его вопросы, он сможет составить индивидуальный план терапии, куда будут включены не только занятия непосредственно с маленьким пациентом, но и консультирование его родителей.
Современные подходы к лечению и коррекции поведения
Основная роль в лечении СДВГ отводится когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая помогает маленькому пациенту изменить нежелательное поведение и учит контролировать эмоции. КПТ также развивает навыки решения проблем, которые необходимы для того, чтобы справляться с трудными ситуациями.
Взрывной темперамент детей с СДВГ приводит к домашним конфликтам и доставляет неприятности в школе. Благодаря КПТ они смогут установить более позитивные отношения со взрослыми. Такая терапия предусматривает совместную работу родителей и детей. Взрослые узнают, как стимулировать желаемое поведение со стороны сына или дочери и препятствовать негативному поведению.
Специалист по коррекции СДВГ познакомит пациентов с развивающими играми и упражнениями, которые легко выполнять дома. Он также может порекомендовать занятия спортом, которые полезны гиперактивным детям для «сброса» лишней энергии.
Обязательной частью терапии является полноценное, здоровое питание, соблюдение режима сна, игры и прогулки на свежем воздухе. Даже полчаса физической активности в день улучшают психоэмоциональное состояние ребёнка и уменьшают симптомы СДВГ.
Коррекция СДВГ у детей по методике Дейвиса
Врачи во всём мире пользуются стандартными рекомендациями: если психостимуляторы при СДВГ действенны, значит, нужно назначить их пациенту. Однако, медикаменты не решают всех проблем.
Ребёнок с СДВГ создаёт для себя альтернативную реальность, потому что он дезориентирован. В этой реальности не существует последствий для того, что он делает. В представлении такого ребёнка, «хорошо» — это то, что ему нравится, а «плохо» — то, что не нравится. «Правильно» — это то, что он хочет, а «неправильно» — то, чего не хочет. Понятий «до» и «после» для него не существует, так как время для него — это абстракция.
Методика Рональда Дейвиса помогает ребёнку с СДВГ найти точку опоры и обрести чёткое восприятие пространства и времени. Малыш научится, как быть сосредоточенным и расслабленным, как контролировать уровень своей энергии. Он овладеет навыками, которые сможет применять дома и в школе.
Метод не использует лекарства и подходит даже самым маленьким детям.