Между терминами «дислексия» и «специфические трудности в обучении» иногда проводят знак равенства. Но второе – это более общее понятие, которое включает в себя широкий спектр проблем, влияющих на способность обучаться: дислексию, дисграфию, дискалькулию и так далее.
Проявления дислексии встречаются примерно у 10% населения, хотя и не всегда диагностируются. У каждого человека это состояние уникально, как отпечатки пальцев.
Что такое дислексия простыми словами
Если совсем коротко, то дислексия – это трудность в обучении чтению и письму. Человек, разбирающийся в вопросе, скажет, что это – проблемы с формированием навыков устной и письменной речи. Специалист определит дислексию как специфическое состояние, проявляющееся трудностями в обучении чтению и письму при наличии адекватного интеллекта и надлежащего обучения.
Человеческий мозг состоит из нескольких отделов, и каждый из них отвечает за какую-то функцию: эмоциональность, творческие способности, интеллект. Есть среди них и такие, от которых зависит умение слышать, ощущать запахи, говорить.
У дислектиков некоторые из этих областей мозга устроены иначе, чем у других людей. Это просто особенность их развития. Дислексия возникла у них не потому, что они вредничали, ленились или в детстве не слушались родителей. Они родились такими, как люди рождаются с волосами и глазами разного цвета.
консультацию
Человеческий организм умеет адаптироваться, поэтому многие свои проблемы дислектики способны решить. А программы по коррекции специфических проблем обучения помогают сделать это ещё эффективнее и добиться впечатляющих результатов. Несмотря на то, что дислексия сохраняется и во взрослом возрасте, её проявления могут стать совсем незаметными, потому что человек научится их контролировать.
Причины дислексии
Термин «дислексия» происходит от греческого слова «лексис», что означает «речь». Речь – это очень сложная по своей природе коммуникативная функция, которой люди овладели примерно 300 тысяч лет назад. Речь передаёт не только информацию, но и отношение человека к тому, о чём он говорит, его эмоции, что выражается посредством интонации. При разговоре задействуются органы слуха и речевой аппарат: голосовые связки, губы, зубы, язык, гортань. И всем этим управляют определённые структуры головного мозга – речевые центры.
К основным функциям речи, которые контролируют эти центры, относятся:
- Обработка информации;
- Осознание информации;
- Формирование мысли;
- Исполнение (собственно, речь).
Кора головного мозга разделена на две половины, называемые полушариями. У большинства правшей основную часть работы в процессе речи выполняет левое полушарие, а у левшей языковые центры находятся в правом полушарии.
Доминирующее полушарие отвечает за такие функции речи, как понимание, артикуляция (произношение) и беглость. Каждую из этих функций обеспечивают определённые зоны, расположенные в разных частях мозга. Связь между этими зонами возможна благодаря наличию нейронов – нервных клеток. Средством передачи информации служат нейротрансмиттеры, химические вещества.
У дислектиков вся эта сложная система устроена немного иначе. Поэтому мозгу дислектиков трудно обрабатывать поступающую в него информацию и отдавать команды речевым органам. По этой же причине людям с дислексией сложно сопоставлять звуки с буквами, составлять из букв слово и хранить в памяти уже прочитанные ранее слова.
Учёные выяснили, что вызывает дислексию, но пока до конца не поняли, почему это происходит. Известно лишь, что нарушение процесса чтения может передаваться по наследству, и риск его возникновения выше в тех семьях, где оно ранее уже встречалось.
Поскольку это – врождённое состояние, то теоретически вызвать его могут любые негативные факторы, влияющие на нормальное развитие плода во время беременности. К ним относятся употребление алкоголя и наркотиков, курение, тяжёлые инфекционные заболевания. Причиной могут стать и травмы головы, полученные новорождённым при родах, и низкий вес плода, и преждевременные роды.
Дислексия также может возникнуть и в результате черепно-мозговых травм или болезней, поражающих мозг. Но в этом случае её проявления, как правило, будут другими, чем при врождённой форме – дислексии развития.
Признаки дислексии у детей
Дислексия – это нарушение способности к овладению навыками чтения, которое возникает даже у тех детей, которые имели доступ к нормальному образованию. Суть не в том, что эти дети небрежно учились и плохо старались на уроках. У них с рождения присутствует дефицит когнитивных функций, то есть тех, которые отвечают за способность принимать, понимать и обрабатывать информацию.
Данное состояние имеет сложную природу и проявляется как целый комплекс биологических, когнитивных и поведенческих признаков.
Несмотря на то, что дислексия часто рассматривается как трудность с чтением, те проблемы, с которыми сталкиваются дислектики, далеко выходят за эти рамки. Например, они испытывают сложности не только с письменной речью, но и со счётом. Им бывает трудно организовать свою жизнь, у них могут быть проблемы с кратковременной памятью. Однако проблемы с овладением языком, чтением и правописанием являются ключевыми индикаторами этого состояния.
Первые симптомы можно обнаружить у детей ещё в возрасте 3-4 лет. К тому времени, как ребёнок научится читать, эти признаки становятся более очевидными.
Дети-дислектики в возрасте 3-4 лет | Дети-дислектики в дошкольном возрасте и в 1-м классе |
Начинают говорить позже, чем большинство детей | Плохо усваивают связь между буквами и звуками |
Испытывают трудности с произношением | С трудом читают даже короткие и простые слова |
Часто не могут вспомнить нужное слово | Не понимают значения абстрактных слов: предлогов, союзов, местоимений |
Имеют ограниченный словарный запас | Переворачивают буквы при письме |
Не понимают принцип рифмования | Пропускают буквы и целые слова при чтении и письме |
Не могут хлопками или постукиванием повторить ритм | Плохо запоминают прочитанный текст |
Не запоминают имена, названия дней недели, названия цветов | Не могут пересказать то, что только что прочли |
Испытывают проблемы с разбиением слов на слоги | Встретив в тексте незнакомое слово, пытаются не прочесть его, а угадать |
Признаки дислексии, которые наблюдаются у детей, могут отличаться и изменяться с возрастом, но в большинстве случаев все они связаны с недостаточной фонологической осведомлённостью – способностью распознавать звуки и управлять ими, способностью различать слоги и определять, с какого звука начинается и каким заканчивается слово.
В ряде случаев у детей-дислектиков наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, которая играет значительную роль в формировании речевых навыков. Поэтому такие дети испытывают затруднение, когда им приходится иметь дело с небольшими предметами: деталями конструктора, элементами пазла, пуговицами.
Признаки дислексии у взрослых
Симптомы дислексии сохраняются и во взрослом возрасте, однако к 17-18 годам люди приучаются приспосабливаться к своему состоянию и придумывают различные стратегии, которые облегчают им жизнь. Например, во время чтения они держат книгу под определённым углом, а для фиксации взгляда используют линейки и пластинки из прозрачного цветного пластика.
Взрослым не нужно проводить так много времени за чтением, как детям, хотя это зависит от вида деятельности. В целом, они могут организовать свою жизнь так, чтобы почти полностью избавиться от тех проблем, которые им доставляет дислексия. Но сама дислексия при этом никуда не исчезает.
Вот какие трудности может испытывать взрослый человек-дислектик во время учёбы в вузе или работы:
- Ошибки в прочтении и запоминании инструкций;
- Страх перед публичными выступлениями;
- Сложности с восприятием основной идеи прочитанного;
- Трудности с пониманием и запоминанием специфических терминов;
- Бедная речь, затрудняющая общение;
- Проблемы с заполнением различных форм и бланков;
- Невозможность слушать и писать одновременно;
- Проблемы с организацией рабочего времени и соблюдением сроков.
Взрослые с дислексией встречаются с проблемами даже при выполнении повседневных действий: например, когда нужно срочно написать сообщение в мессенджере или отправить письмо по электронной почте.
Им приходится почти постоянно сталкиваться со стрессом, что приводит к появлению у них чувства неуверенности в себе, разочарования и тревоги. К сожалению, многие взрослые люди считают, что в их возрасте преодолеть дислексию уже нельзя, и даже не пытаются её исправлять. Тем не менее, клинический опыт доказывает, что это специфическое состояние может быть успешно взято под контроль даже в зрелом возрасте.
Виды дислексии
Среди экспертов – психологов, логопедов, педагогов-дефектологов – существуют разногласия относительно того, существуют ли различные типы дислексии, и сколько их.
Некоторые из них считают, что данное состояние представляет собой спектр когнитивных дисфункций, в число которых также входят дисграфия, дискалькулия, диспраксия и другие схожие трудности обучения. Другие склонны различать 4, 5 и даже 12 видов дислексии – по тем признакам, которые преобладают в каждом конкретном случае.
Нужно отметить, что такое разделение применяется преимущественно в России. В западной практике от такой классификации отказались.
Нарушение способности к овладению чтением бывает трудно дифференцировать от неврологических расстройств, имеющих схожую клиническую картину – например, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Также не все проблемы с чтением указывают на дислексию: медленное, неуверенное чтение или проблемы с пониманием текста не являются показателем, если отсутствуют сложности с фонематической обработкой.
Семантическая
При таком типе дислексии у ребёнка или взрослого отсутствует понимание логических связей между частями предложения. Он может довольно быстро и чисто читать, но содержание текста от него ускользает. Поэтому семантическую дислексию также называют «механическим чтением».
Человек с такой дислексией не может объяснить смысл даже тех слов, которые ему знакомы. Если его попросить выделить главную идею прочитанного, то он будет называть только какие-то отдельные слова, не объединяя их в связный рассказ.
Аграмматическая
От людей, которые только начали учить иностранный язык, иногда можно услышать что-то вроде «Иван прочёл хороший книга вчера», потому что они пока плохо знают правила грамматики. Также разговаривают и люди с аграмматической дислексией.
От них ускользает смысл таких понятий, как род или падеж, им нелегко понять, что окончания существительных и прилагательных меняются в зависимости от их числа. Эти сложности проявляются у них не только на письме, но и в устной речи.
Фонематическая
При такой дислексии человек испытывает сложности с разбиением слова на слоги и звуковые единицы (фонемы). Он прекрасно слышит слово и может его повторить, но не понимает, как разделить его на отдельные части.
Из-за этого человеку трудно сопоставить фонемы и письменные символы (графемы), и он не может прочесть даже простое слово. Он будет путать буквы и заменять их другими при письме. Любое незнакомое слово для него является препятствием.
Тактильная
Тактильная дислексия встречается у людей с нарушениями зрения, которые при чтении используют шрифт Брайля, состоящий из выпуклых точек. Их взаимодействие с текстом происходит буквально на кончиках пальцев.
Если тактильная (осязательная) чувствительность у них выражена слабо, то они не могут различить комбинации точек со схожей конфигурацией. Трудности могут возникнуть и в том случае, если они давят кончиками пальцев слишком сильно или двигают ими со слишком большой амплитудой.
Мнестическая
Мнестическая дислексия связана с дефицитом речевой и зрительной памяти. Дети, страдающие таким расстройством, не могут запомнить последовательность букв (например, алфавит), не в состоянии повторить только что услышанное короткое предложение или пару рифмованных строчек.
При такой дислексии ребёнку трудно сформировать связь между звуком и той буквой, которая ему соответствует. При чтении он смешивает буквы или заменяет одни на другие. Он может воспринимать букву неверным образом, путаясь в горизонтальных и вертикальных отрезках, из которых она состоит.
Оптическая
Данный тип характерен нарушением зрительного (оптического) восприятия. Он проявляется в виде «зеркального» чтения и невозможности удержать взгляд на строчке. Люди с оптической дислексией также путают схожие по виду буквы (например, «В» и «З») или даже целые слова.
Характерными признаками оптической дислексии также являются перестановка букв и слогов местами, смешение твёрдых и мягких согласных, добавление лишних букв. Всё это происходит потому, что мозг не получает в полном объёме ту информацию, которую видят глаза.
Способы коррекции дислексии
Трудности, которые испытывают люди с дислексией, затрагивают многие аспекты. Поэтому в каждом отдельном случае важно подобрать программу коррекции, которая бы наилучшим образом отвечала потребностям человека.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
К наиболее эффективным способам исправления дислексии относится использование мультисенсорных методик. В этом случае для улучшения навыков чтения и письма задействуются дополнительные органы чувств, а не только зрение и слух. Во время занятий люди лепят буквы и слова из глины, пишут их пальцем на тонком слое песка или риса. Благодаря этому им становится легче запомнить зрительные образы символов и установить связи между звуками и буквами.
На мультисенсорном подходе основаны такие известные программы по коррекции дислексии, как метод Ортона-Гиллингем и метод Рональда Дейвиса. Но принципиальное отличие метода Дейвиса состоит в том, что он приучает человека относиться к своей дислексии не как к проблеме, а как к дополнительным возможностям. Нужно просто научиться ею управлять, как человек учится кататься на коньках или ездить на велосипеде.
Ни один из методов коррекции дислексии не является волшебным средством, которое разом избавляет от всех проблем. Но при правильно подобранной программе, высокой мотивированности самого пациента и поддержке близких можно добиться отличных результатов.