Как распознать дислексию у ребёнка?

Людей пугает всё неизвестное, особенно когда у него есть иностранное название, напоминающее заболевание. По статистике, две трети россиян никогда не слышали про дислексию, а 22% встречали это слово, но не могут объяснить его значение.

Термин «дислексия» имеет греческое происхождение и состоит из двух частей: «дис» (нарушение) и «лексис» (речь). Впервые этот термин использовал немецкий офтальмолог Р. Берлин в конце XIX века. В своих работах он описывал мальчика, который был интеллектуально развит, но по какой-то причине имел трудности с обучением письму и чтению.

В этом состоит главная особенность дислексии: она не связана с уровнем интеллекта и не является болезнью. Дислексия — это особенность развития.

У каждого человека есть свои особенности. Кто-то высокий, а кто-то коренастый. Кто-то становится олимпийским чемпионом, а кто-то — профессором математики. Иногда эти особенности создают проблемы: например, высокие люди часто бывают неуклюжими. Так и с дислексией: она вызывает нарушения письма и чтения, но не потому, что дислектики глупее других. Просто их мозг немного иначе работает с информацией. Для того чтобы научиться читать, им нужна другая стратегия.

Дислексия проявляется настолько по-разному, что учёные до сих пор спорят об определениях.

Международная ассоциация дислексии относит её к специфическим нарушениям обучаемости, имеющим неврологическое происхождение. Для данного состояния характерны трудности с точным и (или) беглым распознаванием слов. Но степень этих трудностей может быть очень разной: иногда ребёнок просто переставляет местами слова или слоги, а иногда не может прочесть ни одной строчки.

Признаки и симптомы дислексии у детей

У детей с дислексией наиболее выражены такие признаки, как трудности в овладении навыками письма и чтения.

Человек рождается с умением произносить звуки, но читать и писать ему нужно учиться. Когда головной мозг осваивает новый навык, он строит цепь из нейронов подобно электрической сети города. Там есть центры управления и коммуникационные узлы.

Диагностика дислексии основана на том, что это состояние включает в себя следующие компоненты:

  1. Трудности с декодированием (распознаванием) слов
  2. Трудности с беглым чтением
  3. Трудности с пониманием прочитанного

Считается, что в основе этого лежит дефицит фонологической обработки: ребёнок хорошо произносит звуки и слова, но, когда речь доходит до чтения, не может связать их с соответствующими буквами.

У дислектиков также слабо выражена фонологическая память, которая нужна при чтении. Она позволяет быстро подбирать буквенно-звуковые ассоциации и при первом взгляде на слово даёт подсказку, как оно произносится и что означает.

Трудности с декодированием

Декодирование — это процесс, в ходе которого слово разбивается на фонемы. Дети с дислексией испытывают с этим затруднение, и поэтому, когда они видят, что на странице написано «дом», это не вызывает у них фонетической ассоциации со словом «дом».

Дети-дислектики, имеющие трудности с декодированием, читают медленно, без выражения, игнорируя знаки препинания. Часто они, прочитав слово по слогам, не могут сказать, что в итоге получилось. 

Они не запоминают, как пишется и произносится слово, даже если встречали его несколько раз. Им сложно распознавать слова вне контекста. Они пытаются угадать слово вместо того, чтобы прочесть его.

При чтении дети с дислексией могут переставлять местами или пропускать слоги и целые слова.

Трудности с беглым чтением

В процессе чтения важную роль играет вербальная память, кратковременная и долговременная. Первая необходима для запоминания и воспроизведения последовательности букв в слове, а вторая отвечает за формирование фонологических и орфографических представлений.

У детей с дислексией функциональность вербальной памяти обычно снижена. Исследования мозга при помощи средств нейровизуализации показывают, что при обработке информации у дислектиков задействуются другие участки головного мозга. Что приводит к снижению скорости и продуктивности обработки.

Когда дети только учатся читать, то делают это по слогам, а незнакомые слова проговаривают вслух. Но потом для прочтения слова им становится достаточно одного взгляда на него: это называется быстрым извлечением из памяти. Дислектикам сложнее, и поэтому часто они не могут научиться бегло читать даже ко взрослому возрасту.

Трудности с пониманием смысла текста

Детям с дислексией труднее даётся фонологическая обработка и распознавание слов. У них уходит больше времени и сил на то, чтобы прочесть текст. Процесс отнимает столько ресурсов, что на остальное их уже не остаётся. Поэтому дети-дислектики часто не могут пересказать прочитанное своими словами или ответить на вопросы по тексту.

Кроме того, у дислектиков имеются проблемы с сегментацией слов, то есть с разбиением их на слоги или с составлением слов из букв. Прочитав, например, «со-ба-ка», они видят только эти три слога, но не целое слово «собака».

Поскольку такие дети мало читают, у них медленно пополняется словарный запас. Поэтому они не могут понять смысл текста ещё и потому, что не знают значения некоторых слов. В результате снижается эффективность чтения, что мешает усвоению информации.

Типичные симптомы дислексии

Проблемы с чтением не обязательно являются признаками трудностей в обучении. Существуют диагностические критерии для того, чтобы распознать дислексию:

  • Первый критерий — трудности сохраняются в течение 6 месяцев и не уменьшаются. Причём они проявляются не только в классе, но и дома.
  • Второй критерий — навыки чтения имеют более низкий уровень, чем требуется по возрасту, и это определено стандартизированными тестами.
  • Третий критерий — трудности проявляются в первые годы обучения, часто ещё до школы.
  • Четвёртый критерий — отсутствуют другие причины, которые могли бы объяснить трудности с чтением. Например, нарушение зрения, прогулы уроков или психоэмоциональное состояние ребёнка.

Симптомы дислексии могут различаться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, но среди них можно выделить наиболее характерные:

  • Задержка речевого развития, трудности с выражением мыслей
  • Трудности с произнесением многосложных слов, перестановка слогов
  • Непонимание рифмы, неспособность выучить даже короткое стихотворение
  • Сложности с запоминанием последовательностей — таких, как алфавит или дни недели
  • Путаница букв и слогов при чтении
  • Медленное чтение, при котором ребёнок прилагает большое усилие
  • Непонимание прочитанного текста

Нужно отметить и такие признаки дислексии, как трудности с организацией и с удержанием внимания. Ребёнку может не хватать слов для выражения своих мыслей, и тогда он использует местоимения или просто показывает на предмет рукой.

Описанные симптомы не обязательно будут присутствовать у каждого ребёнка с дислексией. Эта особенность развития имеет очень широкий спектр проявлений, а зачастую ещё комбинируется с другими состояниями. В частности, дислексия нередко сопровождается дисграфией, нарушением письма.

С какими нарушениями можно перепутать дислексию?

Некоторые нарушения и неврологические явления могут иметь признаки, похожие на симптомы дислексии. По этой причине не всегда удаётся своевременно распознать дислексию, особенно у маленьких детей.

Например, при проблемах со зрением буквы и строчки перед глазами у ребёнка будут прыгать, и он не сможет нормально читать текст. Причём, это не обязательно связано с остротой зрения. Есть такие состояния, как повышенная или пониженная чувствительность к контрасту и нарушение бинокулярного зрения.

Трудности с чтением могут возникать и при СДВГ, хотя природа дислексии и синдрома дефицита внимания и гиперактивности различается. Дети с СДВГ тоже пытаются угадать слово вместо того, чтобы его прочесть, но по другой причине — у них не хватает терпения дочитать до конца.

При парафазии имеет место замена звуков в словах, а также искажение структуры слова. Детям сложно определять звуки речи на слух. Но причины этого состояния иные, чем при дислексии, несмотря на то что они тоже имеют неврологический характер.

Почему нельзя наказывать ребёнка?

Науке дислексия известна уже 150 лет, но зачастую она воспринимается учителями, да и родителями, как «модная выдумка, оправдывающая лень». Есть немало педагогов, которые считают, что наиболее действенный метод при проблемах с обучением — это суровая дисциплина.

В результате школьник, который и так испытывает большой стресс из-за своих сложностей с чтением, начинает чувствовать страх перед школой. Он знает: как бы он ни старался, никто не заметит его усилий. Одноклассники будут смеяться, а учитель — распекать его перед всем классом. А вечером его начнут ругать родители, которые увидят плохую оценку в дневнике.

Очевидно, что ни одной проблемы таким образом не решить. Можно только окончательно подорвать у ребёнка веру в себя. Детям с дислексией нужна поддержка, признание их сильных сторон и талантов, похвала за усердие. Родители должны понимать, что их дети — не ленивые и не глупые, просто им необходима иная стратегия обучения.

Человеческий мозг пластичен, его можно тренировать. За последние 10 – 15 лет разработано несколько эффективных методик коррекции дислексии. За счёт специальных упражнений симптомы дислексии уменьшаются, а когнитивные способности существенно улучшаются.

Как и чем родители могут помочь дислектику?

Семья — это то, с чем у любого человека связано ощущение заботы, любви и безопасности. Родителям следует понять и принять особенности своего ребёнка. Он не хуже других, и он ничем не болен.

Дислексия — это особенность, которая не делает ребёнка «не таким, как все». Люди не могут быть одинаковыми. Кто-то легко изучает пять языков, а кто-то всю жизнь пишет с ошибками на родном языке. Многие люди, будучи дислектиками, добились значительных успехов в жизни.

Вот несколько принципов, которым должны следовать родители дислектиков:

  • Отмечать сильные стороны сына или дочери
  • Хвалить ребёнка за приложенные старания, а не за результат
  • Объяснить ребёнку его состояние и то, что проблемы не связаны с его «тупостью»
  • Не перегружать его заданиями, чтобы не вызвать негативный опыт от учёбы
  • Дать малышу эмоциональную поддержку
  • Настроить ребёнка на достижение целей

Родители должны признать, что школьная пора — это ежедневный вызов для ученика с дислексией. И они могут ему помочь, создав дома атмосферу понимания и любви.

Важно наладить взаимодействие с педагогами, чтобы на уроке школьник имел необходимую поддержку: например, получал больше времени для выполнения заданий. У ребёнка не должна снижаться мотивация к учёбе. И родители, и учителя должны прилагать все усилия к тому, чтобы ребёнок поверил в свои силы даже несмотря на отдельные неудачи.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Благотворительная акция: три курса коррекции дислексии - бесплатно!