Игры и упражнения по коррекции дислексии у школьников

Дислексия представляет собой специфические сложности с чтением, письмом и правописанием. Она не влияет на интеллект, но может вызвать у ребёнка трудности с усвоением школьной программы.

Зачастую родителей, которые не знают, что такое дислексия, пугает это слово. На самом деле, при надлежащей коррекции и профилактике дети-дислексики могут преодолеть свои сложности и добиваться хороших результатов в учёбе. Существует множество программ и упражнений, которые помогают детям с дислексией развить навыки чтения и письма и ни в чём не отставать от одноклассников.

Признаки дислексии обычно появляются ещё до того, как ребёнок пойдёт в школу:

  • проблемы с заучиванием самых простых стихов;
  • задержка речи;

  • пропуск союзов и предлогов («и», «как», «но» и так далее);
  • сложности «лево» и «право».

В школе ребёнок может столкнуться с тем, что ему трудно переписать пример с доски, что он постоянно переставляет местами буквы и цифры и не может написать слова под диктовку. Видя, что его работа в классе не приносит успеха, несмотря на все усилия, ребёнок становится замкнутым, эмоционально отчуждённым. Поэтому родители должны всячески помогать ему повысить самооценку: хвалить, поощрять и заставлять поверить в свои силы.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Для того, чтобы обучение не приводило к стрессу, нужно развивать в детях-дислексиках любопытство, творческий потенциал и воображение. Этому способствуют различные обучающие игры и упражнения.

    Артикуляционная гимнастика

    Правильность произношения и точность артикуляции можно тренировать при помощи специальной гимнастики. Цель её состоит в том, чтобы показать ребёнку, как именно формируются звуки. В самом начале занятий положение губ и языка контролируется по отражению в зеркале. Произнесение звуков сопровождается движениями руки, которая как бы рисует соответствующие им буквы в воздухе. Время от времени преподаватель задаёт вопросы, например: «Где находится язык? Что он делает?»

    Когда ребёнок освоится, зеркало можно убрать, а темп занятий увеличить. Главное – не допускать того, чтобы артикуляционная гимнастика превратилась в рутину. Нужно разнообразить упражнения, создавать для малыша комфортный эмоциональный настрой, стимулировать его интерес.

    Упражнения для самых маленьких превращают в весёлую игру. Например, есть игра с динозавриком Дино – надеваемой на руку куклой. «Дино – дружелюбный динозавр, и он часто улыбается», – дети должны улыбнуться в ответ. «У Дино – крепкие зубы», – дети должны коснуться кончиком языка каждого своего зуба, сверху донизу. «Язык у Дино очень длинный и подвижный», – дети высовывают язык как можно дальше, а потом снова прячут.

    Дети постарше могут тренировать артикуляцию, произнося скороговорки и считалки.

    Хорошо развивает речь и логическое мышление следующее упражнение: берётся пословица и произносится несколько раз с интонационным выделением каждого слова поочерёдно. Например: «Старый друг лучше новых двух». Сначала ударение ставится на слово «старый», потом – на «друг», и так далее.

    Упражнения, связанные с развитием речевого дыхания, состоят из непродолжительного вдоха носом и длинного выдоха через рот. На выдохе произносятся короткие фразы или цепочка, состоящая из согласных звуков – например, ЦПВШТМЧБ.

    Игры на развитие зрительной памяти

    Простейший вариант такой игры выглядит следующим образом: на столе разложены карточки с изображениями, причём у каждой карточки есть пара. Ребёнку на несколько секунд показывают карточки, а потом переворачивают их лицевой стороной вниз. Он должен отыскать все пары.

    Можно использовать игральные карты (понадобятся 2 колоды), можно сделать карточки самостоятельно, распечатав картинки из интернета. Существует множество подобных игр для компьютера и телефона. На первом этапе не стоит делать много пар, достаточно шести-восьми. Постепенно игру можно усложнять, добавляя карты или устанавливая ограничение по времени.

     

    Ещё один замечательный и увлекательный способ тренировки памяти – так называемая «игра Кима». На столе раскладывают различные предметы, и ребёнку позволяют рассматривать их в течение 5-10 секунд. После этого предметы убирают или закрывают, а малыша просят перечислить те из них, которые он запомнил.

    Перед началом игры нужно убедиться, что ребёнок знает названия всех предметов. Также нежелательно, чтобы при разглядывании предметов малыш произносил названия, поскольку таким образом он будет тренировать слуховую (фонологическую) память, а не зрительную.

    Для «игры Кима» можно придумывать различные вариации. Например, украдкой от ребёнка спрятать один предмет, а потом попросить его сказать, что именно пропало.

    Игры для развития фонологической памяти

    девочка с мамой за книжкой

    Игра «Мама говорит». Вместо мамы ведущим может быть кто угодно. Главное, чтобы малыш выполнял команду только тогда, когда звучат слова «Мама (папа, бабушка и т.д.) говорит». Ведущий произносит команду: «Мама говорит: дотронься до носа» или «Мама говорит: высунь язык». А потом звучит просто «Дотронься до носа» — такую команду ребёнок выполнять не должен. Условия игры можно усложнять: например, попросить коснуться носа правой рукой, а рта – левой.

    Игра «Нарисуй по описанию». Взрослый предлагает малышу нарисовать картинку и описывает, что он хочет увидеть: например, два окна, а дверь посередине, труба справа. Понемногу инструкция становится длиннее: окна с занавесками, в одном из них – горшок с цветком и так далее. Важно, чтобы ребёнок смог изобразить то, что от него хотят.

    Игра «Паровозик и вагоны». Ведущий произносит фразу, а ребёнок её повторяет и добавляет к ней что-то своё. После этого уже ведущий должен повторить всю фразу и снова добавить деталь от себя. Пример:

    • Мы вчера ходили в парк.
    • Мы вчера ходили в парк с папой.
    • Мы вчера ходили в парк с папой и ели мороженое.
    • Мы вчера ходили в парк с папой, ели мороженое и катались на карусели.

    Игры на запоминание последовательностей. Взрослый перечисляет предметы и проверяет, как ребёнок их запомнил. Начать можно с 2-3 предметов, постепенно увеличивая количество. С дошкольниками легче всего играть в животных или цвета (кошка, собака, лиса; жёлтый, синий, красный и т.п.), а школьникам есть смысл предложить что-то более сложное – цифры, названия городов, планеты Солнечной системы и всё в таком роде.

    Игры на тренировку зрительного восприятия и сенсорной деятельности

    Бинокулярное зрение позволяет нам видеть предметы объёмными, определять их размер, форму и положение в пространстве. Нарушения в этой сфере приводят к появлению оптической дислексии: у детей возникают проблемы с определением левой и правой стороны, они путают слова, которые кажутся им погожими – например, «кот» и «ток». Школьники пишут цифры и буквы в зеркальном отражении.

    девочка с дислексией

    В коррекции дислексии хорошо помогают различные головоломки по типу викторины «Поле чудес» или игры «Миллионер», составление пазлов, «Бинго со словами» и задачи в стиле «Найди отличие». Полезными будут и такие хорошо знакомые всем развлечения, как домино или шахматы.

    Ребёнка можно попросить написать проблемную букву или цифру в воздухе, используя указательный палец в качестве карандаша. Проговаривание буквы во время этого упражнения поможет установить связь между фонемой и символом. Ему также понравится писать буквы на различных тактильных поверхностях: снеге, лотке с мелким песком или рисом и тому подобном.

    Игра в поиск букв не потребует никаких дополнительных затрат – достаточно найти журнал с крупными буквами и предложить обвести нужные буквы – например, все буквы «А» или все буквы «К». Ребёнок должен произносить название буквы каждый раз, когда обводит её.

    Игра «Угадай букву» существует в самых разнообразных вариациях. Скажем, ведущий приносит мешочек с объёмными буквами, а дети должны наощупь определить, что это за буква. Можно «писать» буквы пальцев на спине ребёнка и просить его угадывать. Детям будет весело играть в эту игру вдвоём, соревнуясь между собой.

    Весёлые упражнения для улучшения речевых навыков и пополнения словарного запаса

    Эти упражнения хороши тем, что их можно выполнять в любое время и практически в любом месте, между сеансами у логопеда.

    Новое слово каждый день. Ежедневно предлагать ребёнку новое слово и просить составить с ним небольшой рассказ. Если это школьник, то путь он находит для него рифмы, синонимы, подбирает характеристики.

    Маленькие игры, расширяющие словарный запас – такие, как «Я – шпион». Взрослый говорит: «Я шёл по улице и увидел жёлтый (круглый, большой и т.п.) предмет. Помогите мне понять, что это». Дети начинают задавать вопросы об этом предмете: его размере, цвете, местоположении, форме. Ведущий должен отвечать только «да» или «нет», либо «холодно» и «горячо», чтобы дать подсказку.

    Разыгрывание сцен из фильмов. Один человек может быть рассказчиком, а все остальные – персонажами фильма. Они должны описать, что делают и чувствуют по ходу рассказа. Дети могут меняться местами или отыгрывать по 2-3 роли.

    Совместное приготовление обеда – это не только способ научить детей готовить, но и возможность весело и с пользой провести время. Дети узнают кое-что новое для себя о продуктах питания и о том, из чего сделаны те или иные блюда. Они смогут сделать печенье в виде букв или с помощью конуса для крема написать своё имя на торте.

    Чтение вслух. Детям обязательно нужно читать книги вслух – вместе со взрослым или один на один. Это помогает улучшить артикуляцию и устную речь, узнать новые слова, даже если посвящать чтению всего 5 минут в день. Взрослый может попросить, чтобы малыш пересказал то, что прочёл, или нарисовал что-то связанное с текстом.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Все эти упражнения легко проделывать дома, поэтому они будут идеальным выбором для родителей с маленькими детьми. Коррекции дислексии у детей требует логопедической помощи, однако желаемого результата невозможно добиться без поддержки со стороны семьи. Главное – не перегружать ребёнка, а воздействовать на него мягко, вовлекая в игру и пробуждая в нём естественное любопытство.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности